Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №38 
 

Владимир СЕВРЮГИН

Новые книги

НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ по литературе. Лауреаты 1901–2001 гг. НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ по литературе. Лауреаты 1901–2001 гг.
Автор-составитель Е.Б.Белодубровский. – СПб.:
Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003

В этой книге представлены лекции всех лауреатов Нобелевской премии в области литературы за сто лет ее существования – с 1901-го по 2001 год.
Составитель книги Евгений Белодубровский в предисловии пишет: “Дополняющие друг друга, эти, по сути дела, шедевры мировой литературной публицистики хронологически, от года к году, от десятилетия к десятилетию, от поколения к поколению сквозь весь атомный XX век… представляют собой один разноголосый, разноязыкий и весьма драматический монолог”. В речах лауреатов Нобелевской премии отразилось столетие двух мировых войн, смертельных эпидемий, безумных страданий и вместе с тем столетие торжества науки и созидательных открытий, высокого мужества и героизма.
На нобелевском Олимпе всего лишь пять русских имен – Иван Бунин, Борис Пастернак, Михаил Шолохов, Александр Солженицын и Иосиф Бродский, но достаточно даже бегло пролистать именной указатель к книге, чтобы убедиться, сколь высок среди писателей планеты авторитет русской литературы – авторитет Достоевского, Толстого, Чехова, Мандельштама…
Невозможно пересказать своими словами то, о чем говорили, с чем обратились писатели и поэты к людям в момент наивысшего признания обществом их творчества, – это разговор о своей судьбе и судьбе своего народа, о литературе и истории, это пророчества и подведение итогов. Лучше послушать их самих.
Шведская писательница Сельма Лагерлёф (лауреат премии 1909 г.): “Я в огромном долгу перед теми, кто создавал наш язык, кто выковал это прекрасное орудие, кто научил меня им пользоваться. И перед теми, кто писал прозу и стихи до меня, кто превратил литературу в прекрасное искусство, кто подал остальным пример и показал дорогу”.
Томас Манн, немецкий писатель (лауреат премии 1929 г.): “У меня есть один любимый святой. Назову его имя: святой Себастьян – помните, юноша у столба, пронзенный со всех сторон стрелами и среди мук улыбающийся. Изящество среди мук – вот героизм, символизируемый святым Себастьяном… Своей литературой страна сберегает свою честь, созидая прекрасное среди страданий”.
Перл Бак, американская писательница (лауреат премии 1938 г.): “Искусство как творчество и искусство как мастерство порождаются разными инстинктами. Творческий инстинкт – это колоссальный избыток жизненной силы, сверхэнергия, необъяснимым образом возникающая в человеке и значительно превышающая его жизненные потребности. И эта энергия сжигает себя, созидая новую жизнь в виде музыкального, живописного, литературного или любого другого произведения… Творить и определять форму в искусстве – два разных процесса, и осмысление в искусстве есть процесс вторичный. Когда человек, рожденный для творчества, начинает изобретать формы и стили, манеры и школы, он подобен кораблю, выброшенному на мель, чьи винты бешено вращаются, но не в силах сдвинуть его с места”.
Томас Элиот – английский поэт и драматург (лауреат премии 1948 г.): “Поэзия, написанная на одном языке, оказывает огромное влияние на другие языки, так что можно даже утверждать, что поэзия любой страны пришла бы в упадок и погибла, если бы ее не питала поэзия чужих языков”.
Уильям Фолкнер – американский писатель (лауреат премии 1949 г.): “Молодые писатели должны понять, что нет ничего гнуснее страха, и не только понять, но и навсегда позабыть свой страх, вымести из своей мастерской все, кроме старых идеалов человеческого сердца, кроме старых всеобщих истин (любовь, честь, жалость, гордость, сострадание, самоотверженность), без которых литература эфемерна и обречена на скорую гибель… Пока они не поймут этого, над ними будет тяготеть страшное проклятие. Они будут писать не о любви, но о пороке, о поражениях, в которых проигравший ничего не теряет, о победах, не приносящих ни надежды, ни – что страшнее всего – жалости и сострадания. Они будут оплакивать не святые мощи, а пустые могилы, и скорбь их нигде не оставит следов. Они будут писать не о сердце, а о железах внутренней секреции”.
Французский писатель Альбер Камю (лауреат премии 1957 года): “Каждое поколение уверено, что именно ему суждено переделать мир. Мое, однако, знает, что ему это не удастся, но перед ним стоит задача, быть может, более важная: не дать миру погибнуть. Получив в наследство изуродованную историю – смесь разгромленных революций, обезумевшей техники, мертвых богов и выродившихся идеологий, историю, где власть посредственности не в силах уже убедить, но способна все разрушить, где разум пал так низко, что стал прислуживать ненависти и угнетению, – это поколение, основываясь лишь на своем неверии, должно было восстановить в себе и вокруг себя хотя бы крупицы того, что составляет достоинство жизни и смерти… Это оно, мое поколение, заслуживает, чтобы его восславили и поощрили повсюду, и особенно там, где оно приносит себя в жертву”.
Сен-Жон Перс – французский поэт (лауреат премии 1960 г.): “Созревшие цивилизации отнюдь не гибнут в закатных муках, но лишь сбрасывают кожу. Только застой опасен. Поэт – это тот, кто обрывает за нас нить привычки. Так поэт невольно оказывается связанным с превратностями истории. В драме эпохи ничто ему не чуждо… “Не бойся, – скажет однажды История, снимая свою свирепую маску и делая рукой примирительный жест азиатского божества, упоенного истребительной пляской. – Не бойся и не сомневайся, ибо сомнение тщетно, а боязнь раболепна…” Неправда, что жизнь способна себя отрицать. Ничто живое не выходит из небытия и небытия не ищет. Но и ничто не в силах сохранить форму и меру, выдерживая непрерывный напор бытия. Трагедия – не в метаморфозе как таковой, истинная драма века – в разрыве, которому позволяют расти, между человеком во времени и человеком вневременным”.
Исаак Зингер – американский прозаик, писавший на идише (премия 1978 года): “Как сын народа, на который людское безумие обрушило самые страшные удары, я вынужден размышлять о грядущих опасностях. Не однажды я был готов поверить, что выхода не существует. Но тотчас же возникала новая надежда и начинало казаться, что, быть может, всем нам еще не поздно одуматься и сделать правильный выбор… Пусть слова мои покажутся странными, но я часто ловлю себя на мысли: когда обанкротятся все социальные теории и войны с революциями ввергнут человечество в беспросветное отчаяние, явится поэт – тот самый, которого Платон изгнал из своего государства, – и спасет всех нас”.
Чеслав Милош – польский поэт (лауреат премии 1980 г.): “Для того чтобы принять реальность в ее извечном переплетении добра и зла, отчаяния и надежды, необходимо отойти от нее на дистанцию, необходимо возвыситься над ней, что, в свою очередь, кажется моральным предательством… Однако в шатком равновесии противоречий гармонии можно достичь лишь благодаря той дистанции, которую создает течение времени. Дистанция, созидаемая тайнодействием времени, не должна превращать события, пейзажи, человеческие лица в тусклый клубок теней. Напротив, с дистанции можно увидеть их в полном свете, и тогда любой факт, любая дата обретут свою выразительность и сохранятся как вечная память и о человеческой низости, и о человеческом величии. Живые получают мандат от навсегда умолкших.
Они сумеют выполнить свой долг только в том случае, если попытаются в точности воссоздать прошлое, очистив его от вымысла и легенд”.
Иосиф Бродский – русский поэт (лауреат премии 1987 г.): “Потому что не может быть законов, защищающих нас от самих себя, ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т.п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей”.
Биографические сведения о жизни и творчестве каждого лауреата Нобелевской премии сопровождаются их прекрасными портретами.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru