Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
НАБЛЮДЕНИЯ 

Анатолий БЕРШТЕЙН

Внутренний голос – как маленький тиран

Его надо услышать, понять и успокоить

“Они еще маленькие” – так нередко оправдывают родители шалости своих детей. И непонятно, чего же в этой фразе больше – умиления или огорчения.
“Когда же они наконец повзрослеют?” – спрашивают они друг у друга. И это одно из самых противоречивых родительских чувств: хотеть, чтобы их дети поскорее выросли, и бояться расстаться с ними.
Взрослый взгляд на жизнь – это что такое? Возможно, просто совестливый взгляд, и ничего больше. У детей совесть ленится, ей много позволяют. Но если она так и останется детской, то человек вырастет инфантильным. И это будет не милый ребенок, а странное существо, у которого социальный, предприимчивый ум взрослого и совесть младенца.
Многие взрослые – дети разного возраста.
Взрослый ребенок любит, чтобы о нем заботились, капризничает, делает что хочет, а не то, что надо. Взрослый подросток всю жизнь самоутверждается. Его амбиции всегда неадекватны возможностям. Взрослый юноша всегда созерцателен, романтичен, рефлексивен, меланхоличен. Его высокомерие, идеализация самого себя, своих мыслей и образа жизни – вот главные признаки невзрослости.

Вы никогда не задумывались, сколько лет вашему внутреннему голосу? Как выглядит его обладатель, из каких глубин доносится и надо ли ему верить?
Если повнимательнее прислушаться и присмотреться, то оказывается, что наше второе “я” – это и есть маленький, пугливый человечек из детства, вечно беспокоящийся по пустякам и беспокоящий нас, как маленький тиран, требующий постоянного внимания и заботы. Он все время пытается решать наши взрослые проблемы, но на свой детский лад. Вот поэтому многие из нас как будто выросли, приняли взрослый облик, научились играть серьезные роли, казаться мудрыми, рассудительными, ответственными, но по существу – дети. Но не потому, что остались наивными, доверчивыми, непосредственными, простодушными, искренними, а потому, что сохранили страхи, детский деспотизм и веру в то, что для них восходит солнце и крутится Земля.
Мы делаем все, чтобы понравиться, чтобы нас заметили, похвалили. Будто то и дело спешим сообщить окружающим: “Я есть, я здесь!” Хоть как камень у дороги – кто-нибудь да споткнется.
Это второе “я” при всей своей крикливости, властности не уверено в себе, как ребенок. Оно постоянно самоутверждается, никому не верит, ему нужны доказательства, знаки внимания; оно обидчиво по пустякам, потому что жалеет только себя.
Именно эти маленькие робкие эгоисты внутри нас внушают, что ничего нельзя делать просто так: содеянное, затраченное должно вернуться благодарностью, похвалой, вниманием, оценкой – любой формой компенсации. Это и есть психология инфантильного взрослого.
Но инфантильность и детскость – разные вещи. Инфантильность – это атавизм возраста и наша недоразвитость. А детскость – это реликвия, которую одни пытаются сберечь, другие – поскорее преодолеть.
Но какой бы взрослой ни была жизнь, наше пронзительное второе “я” не исчезает. Просто у него бывают периоды затишья. А теряя былую власть, оно сопротивляется изо всех сил. И уступать ему нельзя, с ним надо учиться разговаривать.
Но сначала попробовать услышать и распознать этот внутренний голос в многоголосье других, также безусловно существующих. Тот, о котором мы говорим, с особенным тембром и не похож ни на плач души, ни на шепот откровения. Он маленький и неразумный. А значит, его надо понять, если можно, объяснить и обязательно успокоить: все нормально, ничего страшного, тебе показалось, все будет хорошо. Потакая, чуть-чуть обманывая, иногда заигрывая, надо вести диалог с ним, а следовательно, с самим собой. И нужно суметь договориться, потому что худой мир с самим собой лучше незлого раздора. По сути, эти отношения те же, что и между взрослыми и детьми. Мы обязаны быть внимательными, заботливыми – защищать, помогать, учить, но не отдаваться в добровольное рабство: мы не слуги. Они всего лишь часть нас – очень ранимая, важная, но часть, которой не принадлежит целое.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru