Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 

Семейное чтение


ЛИ ХАЙЖУЙ, ФЭН ЛИНЪЮЙ,
ШИ ВЭЙМИНЬ.
КИТАЙ.

Знакомство с древней культурой. Сост. Н.Х.Ахметшин. – М.: Вече, 2004 (Исторический путеводитель)

Можно ли путешествовать по Китаю, не выходя из дома? Конечно, можно, если в руках не туристический, а исторический путеводитель, подготовленный на основе двух книг, изданных недавно в Пекине на русском языке: «Путешествие по Китаю – дело вполне осуществимое» и «Очерки по культуре Китая».
Много интересного можно узнать, прочитав главы об истоках китайской цивилизации, о традициях, обычаях, образе жизни великого народа. Например, в очерке «Шелк, вино, чай и фарфор» рассказывается об истории и современном состоянии шелкоткачества, традиционной одежде, способах приготовления пищи, об изысканных процедурах чаепития и винопития. «Выпейте, мой господин, еще бокал; к западу от Янгуаня уже не встретишь земляка», – писал древний китайский поэт.
Очерк «Архитектура» посвящен китайским дворцовым, культовым, садово-парковым и жилым постройкам, отличительной особенностью которых с самых древних времен является преобладание деревянных конструкций и ансамблево-группового принципа строительства. Поэтому единичные здания в Китае всегда уступали по размерам и грандиозности западным архитектурным памятникам – масштабность достигалась в Китае сооружением больших ансамблей.
В Поднебесной на протяжении трех тысячелетий сменилось множество династий и правителей, но политические перемены не приводили к перерыву в развитии художественного и литературного творчества. В отличие от западных поэтов в произведениях древнекитайских поэтов меньше экспрессии, они более сдержанны в выражении эмоций, китайские поэты предпочитают иносказательную форму, намеки. Эта манера отличает не только поэзию, но и другие виды искусства, например, живопись, которой присуща размытая перспектива и нарочитое оставление на полотне незаполненного пространства.
В очерке «Учения и религии» отмечено, что тяжкие периоды китайской истории, известные под названием «Весна и осень» и «Воюющие царства», были и весьма плодотворными для развития китайской философской и политической мысли. Наиболее влиятельным и до наших дней в Китае является учение Конфуция, в котором мир представляется подобием детской карусели, после каждого оборота приводящей себя на прежнее место. Конфуцианство – прагматичное учение, главное в нем не просто человек, а человек общественный. Уздою и шорами для человека в его следовании на правильном пути и одновременно источником радости для того, кто осознал их необходимость, служили установления – «Ли». «Ли» – это этикет, ритуал, обрядность, церемонии, но шире их: «Ли» для китайца начертано с большой буквы.
Запреты и предписания в конфуцианстве излагаются в форме притчей, бесед Учителя с учениками и прохожими:
«Учитель сказал:
– Когда нужно говорить и не говорят, теряют людей. Когда не нужно говорить и говорят, теряют слова. Мудрый – не теряет людей, не теряет слов.
Цзы Чжан спросил у Конфуция:
– Как можно правильно осуществить управление государством?
Учитель ответил:
– Если чтить «пять красот» и устранить «четыре зла».
Цзы Чжан сказал:
– А что такое «пять красот»?
Учитель ответил:
– Когда достойный муж добр, но нерасточителен; когда он заставляет других трудиться, но на него за это не злобствуют; когда он имеет желания, но при этом не жаден; когда он имеет в себе все, но у него нет гордыни; когда он исполнен силы, но не свиреп.
Цзы Чжан спросил:
– А что такое «четыре зла»?
Учитель ответил:
– Не наставлять, а убивать; это значит – быть угнетателем. Не удерживать, а попустительствовать; это значит – быть распущенным. Не давать указаний, а потом подгонять; это значит – быть разбойником. Давать меньше, чем нужно, а брать больше, чем нужно; это значит – быть представителем власти».
В Китае социальная этика всегда играла гораздо большую роль, чем мистические абстракции и индивидуалистические поиски спасения. Семья, по Конфуцию, – это малое государство, а государство – это большая семья, и уважение предков, как мертвых, так и живых, – первейшая обязанность китайца, универсальная и всеобщая норма поведения. В учении о сыновней почтительности, разработанном Конфуцием, даже если отец недобродетелен, почтительный сын обязан лишь смиренно увещевать родителя, просить его вернуться на стезю добродетели. В Китае по закону сын не смел свидетельствовать против отца. Конфуций говорил, что «прямота и честность не в том, чтобы предать отца, а в том, чтобы покрыть его, даже если он украл барана». В его книге «24 примера сяо» представлены образцы сыновней почтительности, среди которых притча о восьмилетнем мальчике, который в летние ночи не отгонял от себя комаров: пусть они жалят его, а не родителей…
В очерках о современной жизни в Китае рассказывается об уникальном феномене – параллельном существовании наряду с западной и традиционной китайской медицины, о фитотерапии и иглотерапии, насчитывающих около четырех тысяч лет.
Заканчивается книга рассказом о календарных и семейных праздниках, символике, приметах в современном Китае: «В праздники по традиции китайцы развешивают красочные фонари, устраивают танцы львов и драконов, но современные китайцы наряду с кисточкой пользуются персональным компьютером, наряду с чаем пьют и кофе, а в качестве столовых приборов используют не только палочки».

Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru