Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ 

Собака по кличке Каренин

Чтение – это встреча, которой так часто не хватает и детям, и родителям

Что у нас обычно стоит на книжных полках? Книги, коньячные бутылки, фарфоровые слоники, хрустальная посуда, чучело игуаны... Но если в семье есть маленький ребенок, скорее всего где-то живут и его книжки – потрепанные, раскрашенные и выученные наизусть. Они не для того, чтобы отдохнуть в одиночестве, и не для того, чтобы быть в курсе. Детям (и сами дети) читают книжки для чего-то другого.
Когда родитель сидит в обнимку с ребенком и читает ему вслух про Винни-Пуха – это событие, важное для обоих, его не заменишь мультфильмами; и дело даже не в содержании.
Конечно, с ребенком можно играть, гулять, мыть посуду, вытирать пыль, кататься на велосипеде, но детям принято еще и читать. На глубинном уровне это эмоциональный контакт, общее занятие, когда оба чувствуют себя нужными друг другу – и читатель, и слушатель. А еще это встреча, которой так часто не хватает и детям, и родителям.
Почему обычно родители, бабушка, дедушка читают ребенку? Потому что надоело часами бродить вокруг песочницы. Потому что после работы лень придумывать новые игры, гораздо проще почитать то, что уже придумано. Потому что то, что не могут объяснить сами, ребенок поймет из книжек. А еще полюбит читать, будет умным, любопытным, и начитанность станет началом образованности. В голове у мамы или папы одновременно целый клубок подобных соображений, но ребенок все это осознает постепенно.
Чем меньше ребенок, тем важнее для него сама ситуация взаимодействия, а не то, что ему читают: в сознании остаются образы, не идеи.
– Самое яркое детское воспоминание про книжки – картинка с харчевней из «Буратино». Там была нарисована очень-очень красивая баранья нога. Почему именно она так запомнилась – не знаю. Наверное, вот почему: мне всегда читали на ночь, а перед сном ужасно хотелось есть… – вспоминает 23-летняя геоморфолог.
В период между 3–5 годами ребенок редко умеет читать, но у него именно тогда формируется отношение к этому занятию: «Здорово, папа целый час только со мной, и картинки хорошие!», «Ненавижу эти буквы, никогда не буду ни читать, ни писать! Вот Я и R: не все ли равно, в какую сторону? И почему ругают?», «Хорошая вещь книжка, только жалко – каждый раз на самом интересном месте засыпаю…»
Что происходит потом? К школе или в младших классах ребенок умеет читать сам. И все ждут, что вот-вот чтение окажет «воспитательный эффект», будут усвоены мораль сказки, правила поведения героев, ценности и возможные ошибки – то, что хотел сказать автор, и то, что родитель не смог или не захотел сформулировать сам. Но ребенок вместо этого обращает внимание на вещи подчас совершенно неожиданные, трогательные или глубокие. Двадцатилетняя студентка-психолог вспоминает:
– Лет в восемь я читала «Пеппи Длинныйчулок». Всегда казалась себе на нее похожей. Картинку помню: остров, скала, Пеппи прыгает с большой высоты и спасает Томми от акулы. И еще: когда она стоит в длиннющей ночной рубашке у окна и смотрит на горящую свечу…
– Сейчас это имеет какое-нибудь значение?
– Да… И я тоже в экстремальных ситуациях должна быть самой сильной.
Из книжек извлекают мировоззренческие и эстетические образцы, которые могут оставаться актуальными всю жизнь. Пик, конечно, приходится на подростковый возраст.
30-летний гидробиолог говорит, что его любовь к естественным наукам началась в 12 лет, когда он во время болезни прочитал «Таинственный остров» Жюля Верна, и с тех пор непрерывно путешествует, потому что понял: «Самое интересное – это узнавать что-то о мире, и это то, чем я хочу заниматься!»
Именно в 11–18 лет человек наиболее восприимчив к новым впечатлениям, потому что занят построением собственной философии и отзывается на все, что может ее погубить или усовершенствовать. Позже такая способность тускнеет и притупляется. Чем старше становится человек, тем активнее он примеряет прочитанное к собственному опыту независимо от жанра: философский трактат, любовный роман, руководство по разведению аквариумных рыбок. Если текст расходится с опытом, чаще верят опыту. Но если они совпадают, возникает приятное ощущение узнавания.
Таким образом, читая сыну раз пятьдесят любимую рваную книжку про слоненка, усталый отец постепенно воплощает в жизнь грандиознейший замысел. Сначала чтение обусловлено детско-родительскими отношениями, затем происходит возможное обращение к нему как к источнику принципов, ценностей, знаний, способу ухода от быта, и только потом человек читает для развлечения или профессионального роста. Чтобы вскоре опять стать способом времяпрепровождения с маленьким ребенком. И тогда велосипеды в доме именуют Росинант-1 и Росинант-2, собака откликается на кличку Каренин, а чучело игуаны на книжной полке – подарок друзей, знающих о пристрастии хозяина к приключенческим романам…

Александра БОЧАВЕР

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru