Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Каникулы – время передышки не только для детей, но и для взрослых. Время раздумий, подведения итогов, радостных и печальных. Время, когда можно наметить какие-то важные цели. Чтобы потом, в сентябре, начать воплощать свои мечты в реальность.

Школьная мечта по-европейски

Голландия и Финляндия – две страны, претендующие на знание идеальных “образовательных государств”

Образование мечты, по мнению мировых специалистов, – это школы Финляндии и Нидерландов.
Маленькие страны, добившиеся высокого уровня жизни при отсутствии всяких полезных ископаемых, при холодном климате. Вот и наш президент ставит нам в пример именно Финляндию. Может, действительно стоит приглядеться? Правда, “Образовательный меридиан” уже писал в этом году и про финскую школу, и про голландскую – впечатления очевидцев, отдельные детали. Но какова система в целом? Вдруг именно в ней кроется секрет благополучия?

Как устроена финская школа?

По конституции Финляндии все дети с 7 лет учатся в основной школе (peruskoulu). Она делится на две ступени: начальную (ala-aste) и среднюю (yld-aste). Гарантированное конституцией образование – это, с одной стороны, право, а с другой – обязанность каждого гражданина 7–17 лет. Окончить основную школу должен каждый. Основное образование бесплатное. Учебники и тетради, вспомогательные материалы для обучения, питание – за все это платит государство.
Закончив основную школу, подростки могут поступить в профессиональное училище, получить профессию и начать работать или продолжить обучение в лицее. И в том и в другом случае требуются хорошее знание финского языка и достаточно высокий средний балл оценок, полученных в основной школе.
Выпускники профессионального училища могут поступить и в высшую школу, но только в соответствии с выбранной специальностью. Выпускники лицея сдают общегосударственное вступительное тестирование и по конкурсу поступают в вуз.

Финляндия и Россия. Почувствуем разницу

Российская школа стремится подготовить человека разносторонне образованного. В финской школе стараются вырастить человека ответственного и самостоятельного. Расписание российской школы насыщено учебными предметами со сложной программой. В финской школе предметов гораздо меньше, они проще по изложению. Это нужно, чтобы не вызывать у детей неуверенности в себе. В лицеях программы более насыщенные, интенсивность учебного процесса ошеломляет даже русских отличников. Не меньшей активности требует от учеников и профессиональная школа, в которой упор сделан на практическое обучение.
В Финляндии ученик сам отвечает за свои школьные успехи и неудачи. Ему не дают домашних заданий в привычной для российских ребят форме – с обязательной отметкой в дневнике. Учеба предполагает работу дома, считают финские учителя. Они проверяют знание темы во время урока. Если ребенок верно отвечает на вопросы, значит, работал дома. Ему засчитывается выполнение домашнего задания, даже если он сказал всего одно правильное слово.
В финской школе никто не станет стыдить за несделанные уроки, писать в дневнике обращения к родителям. Их не вызывают в школу, даже если ребенок постоянно ничего не делает. Но каждая шестая неделя считается контрольной. И если родители замечают, что ребенок неважно написал тесты, они обычно сами приходят в школу.
В Финляндии взаимоотношения учителя и ученика – партнерские; это не умаляет достоинства учителя, но предполагает взаимное уважение.
В России взаимоотношения учителя и ученика иерархические, это отношения старшего и младшего.
В Финляндии упор делается на изучение языков и предметов гуманитарного цикла. Метод подачи материала – фактографический, учителя стремятся оживить теорию примерами из практики. Ученики занимают активную позицию на уроке во многом благодаря групповым методам работы.
Большое количество часов отводится на ручной труд, здесь учат «думать» руками, видеть последствия своих ошибок.
В России – приоритет точных и естественных наук. Метод подачи знаний – модельный, через приобщение к теоретическим и абстрактным моделям. Наши дети привыкли получать информацию от учителя либо из книг, но не от своих товарищей. Уроки труда есть, но их назначение не всегда понятно.
В Финляндии образование в городах и сельской местности практически одинаковое, нет спецшкол для элиты. Кроме основных предметов, в любой школе можно получить дополнительные знания, например, выучить третий язык.
В России образование в городах и сельской местности неодинаково. Есть элитарные школы, куда набирают по определенным правилам.
Еще одна особенность финской школы – стремление научить детей планировать будущее. Уже в основной школе ребята составляют личный план своего обучения. Такой конкретный план помогает подростку не просто мечтать о какой-либо профессии, но и выбирать соответствующие учебные предметы. Дети постепенно приучаются к долговременному планированию своей жизни и понимают, что успех или неуспех в жизни зависят не от случайностей, а от собственных целенаправленных усилий.

Нидерланды.
До чего похоже…


Голландская школа во всем мире считается педагогическим раем. Она очень похожа на финскую, только еще сказочнее.
Школа радостно принимает ребенка. Игры в коридорах, горки во дворе, никаких замков и заборов. Родители постоянно в школе, они помогают учителям и участвуют во всем. Детей никто не торопит, не загружает домашними заданиями. Они спешат в школу с легкими портфелями и сердцами. А после обеда играют на свежем воздухе – уроки заканчиваются не позднее трех часов дня. Никаких отметок и, значит, никаких трагедий. Все учат языки, особенно английский, прекрасно работают с компьютерами. Ребенок учится самостоятельно. Педагог лишь помогает ему. Никакой дистанции в отношениях. Учителя активно сотрудничают друг с другом. Они одна команда.
Но не все так радужно. Если ребенок по какой-либо причине не хочет или не может учиться, тем хуже для него. С 12 лет по результатам тестов всех детей делят на три потока. Один поток – будущие студенты университета. Другой – квалифицированные специалисты. Третий – ускоренное обучение элементарным профессиональным навыкам. Да, оценок ребенку в начальной школе не ставят. Но с первого класса без конца тестируют. Результаты этих тестов не оглашаются в классе и даже не сообщаются родителям, если они специально не попросят. А в 12 лет, как гром среди ясного неба, приговор. Каждому определили его место. Конец сказке.
Возможно, поэтому 80% голландских семей отдают детей в частные школы. А в некоторых государственных собирается такое количество иммигрантов и некоренного населения, что их называют “черными школами”.
Российская педагогическая традиция, гораздо более жесткая, стремящаяся скорее к утверждению неких принципов, чем к компромиссу, сегодня так же находится в кризисе, как и самые свободные, передовые школы Европы. Только у каждой системы свои преимущества и свои тупики. Возможно, поддерживая друг друга, перенимая лучшее, мы сумеем найти хоть какую-нибудь дорогу к новому образованию.

Елена ХИЛТУНЕН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru