Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2004

Третья тетрадь. Детный мир

СЕМЕЙНЫЙ ИНТЕРЕС 
 

Лариса ЕФИМОВА,
юрист, советник
Российской Федерации
I класса

До 16 и старше...

Зарубежные и отечественные тонкости цивилизованной защиты несовершеннолетних от негативного воздействия СМИ

Защита здоровья и нравственности детей и подростков – существенный элемент в системе правового регулирования вещания в странах Европы и США. А у нас, в России? Убеждена ли наша общественность в необходимости принятия и реализации соответствующих законодательных актов?

Вечерний водораздел

В Великобритании Би-би-си последовательно проводит политику, в рамках которой на 21 час устанавливается “водораздел” в вечернем телевидении. До его наступления все программы, кроме выходящих при особых обстоятельствах, должны отвечать требованиям общей аудитории, включая детей. Чем раньше размещается передача в сетке программ, тем больше она должна отвечать требованиям самостоятельного просмотра детьми.
У частного вещания в Великобритании тоже свои строгие рамки. Британский закон о вещании 1990 года требует от ITC (Комиссии по лицензированию и контролю над независимым частным вещанием) делать все возможное, для того чтобы “ничто оскорбительное для хорошего вкуса и благопристойности, что могло бы потворствовать либо побуждать к совершению преступления или приводить к беспорядку, оскорблять чувства публики, не включалось в программы”.
Программный Кодекс ITC (раздел 1.6) содержит детальные правила условий использования лицензии на наземное, кабельное и спутниковое вещание. И хотя прямой связи между телевещанием и бытовой жестокостью не установлено, кодекс предполагает, что любая программа оказывает определенное влияние. Главная политика ITC в том, что лучше переборщить с осторожностью: “Если сомневаешься, исключи” (“If in doubt, cut”).

Демонстрация секса должна быть оправданна, тактична и осторожна

Демонстрация секса и обнаженного тела допустима, если она оправдана содержанием, тактична и осторожна. Как правило, такие телепередачи не появляются в эфире ранее 21 часа. Политика семейного вещания предельно ясна – чтобы на ведущих частных каналах до этого часа не показывалось ничего из того, что не подходит для детей. Нарушение Кодекса вещания ITC может привести к серьезным санкциям: официальному предупреждению, публичному извинению компании, нанесшей оскорбление, штрафу, сокращению срока вещания, лишению лицензии.
Французский закон 1986 года требует, чтобы государственный орган лицензирования и контроля за вещанием – Высший аудиовизуальный совет Франции – следил за обеспечением защиты чувств детей и подростков в транслируемых программах. Директива Высшего аудиовизуального совета Франции, изданная в мае 1989 года, обязывает вещателей (как общественных, так и частных) воздерживаться от показа эротических и жестоких программ и фильмов до 22 часов 30 минут.
Статья 5 часть 2 Основного закона ФРГ устанавливает: свобода мнений, информации и печати “может быть ограничена… законоположениями о защите молодежи”. Договоры общественных телерадиокомпаний предусматривают, что передачи, нарушающие благополучие детей и подростков, не могут быть допущены к показу до тех пор, пока вещатели не примут меры, обеспечивающие малую вероятность их просмотра детьми соответствующих возрастных групп. Фильмы, которые не должны смотреть дети до 18 лет, можно показывать только в ночные часы (между 23 часами вечера и 6 часами утра). А фильмы, запрещенные для детей моложе 16 лет, могут демонстрироваться после 22 часов.

Ослушание карается штрафом

Итальянский закон о вещании тоже ввел жесткие правила. Вещатели не имеют права показывать передачи, которые наносят вред психическому или нравственному развитию детей, демонстрируют необоснованную жестокость, содержат порнографию и побуждают к расовой, сексуальной, религиозной и национальной нетерпимости. Кроме того, запрещено показывать кинофильмы, не получившие сертификата лицензирующего органа, в соответствии с которым запрещен их показ детям моложе 18 лет. Передающие станции, нарушившие это правило, закрываются. Кинофильмы, запрещенные для детей моложе 14 лет, можно показывать по телевидению только после 22 часов 30 минут.
В США показ таких программ возможен начиная с 22 часов до 6 часов утра. Нарушение карается штрафом до 10 000 долларов или лишением свободы до 2 лет.
Международное право стоит на страже нравственности и здоровья детей и подростков. Преамбула Конвенции о правах ребенка от 2 сентября 1990 года, вступившей в силу в нашей стране 15 сентября 1990 года, гласит: “Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту”.

Обязанности телевещателя

В Европейской конвенции о трансграничном телевидении, к которой Российская Федерация пока еще не присоединилась, в статье 1 “Обязанности телевещателя” говорится: “Все элементы программ, их представление и содержание, должны обеспечивать уважение к достоинству человеческой личности и основным правам других людей”, в частности они не должны:
а) быть непристойными и содержать порнографию;
б) демонстрировать насилие и разжигать расовую ненависть;
в) наносить вред физическому, умственному и нравственному развитию детей и подростков;
г) транслироваться в то время, когда они могут их смотреть.
У нас в России, к сожалению, особого значения законодательное обеспечение защиты нравственности и психического здоровья детей и подростков от неблагоприятного воздействия средств массовой информации и телевидения пока не имеет. Доктор юридических наук М.А.Федотов в статье “Экология информации” горько сетует: “Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) указывает на защиту нравственности среди тех социальных благ, во имя которых права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Однако на практике вся защита нравственности в сфере массовой информации сводится сегодня к борьбе с порнографией и рекламой интимных услуг”.
Принятие аналогичных законодательных актов, действующих в большинстве стран мира и формирующих систему правовой защиты детей в сфере массовой информации, не будет противоречить Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека, статья 10 часть 2 которой допускает законодательное введение ограничений на деятельность вещательных организаций в целях защиты “здоровья и нравственности населения”. Следовательно, осуществление в Российской Федерации законодательного регулирования защиты детей от негативного воздействия СМИ абсолютно конституционно и полностью соответствует мировой практике.
Все эти положения закреплены и развиты в Федеральном законе “Об основных гарантиях прав ребенка” от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ. Статья 14 очерчивает круг полномочий органов власти Российской Федерации в принятии мер по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Вот только нормы эти так до сих пор и не реализованы в практической деятельности соответствующих министерств и ведомств. Давно назрела и необходимость в разработке и принятии более конкретных, чем статья 14, законодательных норм, направленных на защиту детей при осуществлении радио- и телевещания. Нужны: дифференциация передач и установка допустимого времени их трансляции с учетом возрастной классификации аудиовизуальных произведений; обязательность проведения такой классификации; запрет на трансляцию фильмов и передач, способных оказывать негативное воздействие в доступное для них время (примерно с 6.00 до 22.00 часов).

Сникерснуть по-черному – значит нарушить федеральный закон

Практически все страны мира законодательно ограничивают демонстрацию секса и насилия в рекламе. Надерганные из фильмов фрагменты эротики и насилия и сконцентрированные в рекламном ролике в силу их многократной повторяемости могут нанести куда больший вред нравственному и психическому здоровью детей, чем сам фильм, из которого они взяты. Поэтому рекламе фильмов и передач “для взрослых” лучше отдавать вечерние и ночные часы, когда родители, придя с работы, могут контролировать, что смотрят по телевизору их дети.
Сейчас на домашнем телеэкране мы можем наблюдать различные нарушения Федерального закона “О рекламе”. Например, никто не соблюдает установленный законом запрет на “размещение в рекламе текстовой, визуальной или звуковой информации, показывающей несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях”. Всем известная реклама “Сникерсни по-черному” запросто демонстрирует подростка на роликовых коньках, прицепляющего себя тросом к автомобилю. Да, закон ничего не говорит о необходимости предупреждения о том, что этого не стоит делать, но ведь прямо запрещает демонстрацию подростков в такой ситуации! Выходит, действующий федеральный закон в части контроля за его исполнением, как всегда, неэффективен. И только принятие нового федерального закона “О защите нравственности и здоровья детей в сфере массовой информации” и соответствующих поправок к Федеральному закону “О рекламе” позволит нам обеспечить цивилизованную, в соответствии с законом и Конституцией Российской Федерации, защиту наших детей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru