Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

НАУЧНЫЙ ФАКТ 
ЭКСПЕРИМЕНТ 

Н.НИКОЛАЕВ

Горе от ума

Мыши, которым ввели “ген интеллекта”, стали настолько чувствительными, что это мешает им думать

В 1999 году Джой Цинь из Принстонского университета обнаружил, что память мышей и способность их к обучению можно повысить путем генетической манипуляции. Очевидно, сделал вывод исследователь, точно так же можно “учить уму-разуму” других млекопитающих и человека.
После этой манипуляции мозг мышей начинал вырабатывать в избытке определенный протеин. Теперь у них дольше сохранялись воспоминания и они лучше ориентировались в пространстве. В остальном животные вели себя вроде бы так же, как их сородичи. Когда Цинь обнародовал эти результаты, разгорелась дискуссия о том, не стоит ли повысить интеллект человека, вмешавшись в его генетику? Однако выяснилось, что за все надо платить. За память и ум – тоже. Исследователь из Вашингтонского университета Мин Чжоу обнаружил, что генетически измененные мыши дольше страдают от боли. Так, если в лапу подобной мышки вводили формалин, зверек на час-два дольше зализывал ранку, чем обычные животные. Даже через несколько дней после инъекции чувствовалось, что любое прикосновение к лапе “умного” зверька болезненно для него.
“Подобные результаты показывают, – комментировал Мин Чжоу, – что простейшая генетическая манипуляция может иметь самые неожиданные последствия”. Вообще поведение живых существ – например, подопытных мышей – нельзя сводить к примитивной генетической программе, которую можно изменить внедрением “гена интеллекта”. Иначе селекционеры давно бы вывели исключительно одаренные породы животных.
Примечательно, что те же “умные” мыши быстро глупеют, если их содержать в изоляции, где они получают крайне мало новых впечатлений. Во время экспериментов они ведут себя хуже тех “заурядных” мышей, которые росли в обстановке, где для них постоянно открывалось что-то новое, – в “развивающей среде”, добавил бы педагог. Очевидно, такие качества животного – и человека! – как интеллект, развиваются под влиянием и собственной генетики, и окружающей среды.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru