Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК 
 

Конец учебного года. Очень хочется лета – настоящего, жаркого, яркого. Однако впереди еще один месяц работы. Переводные и выпускные экзамены, ремонт школы, летний лагерь. Дел много, переживаний еще больше. Но что-то уже закончилось. Что-то очень важное, требующее осмысления, анализа.
В конце учебного года мне всегда хотелось поговорить с коллегами о школе, учениках, планах на следующий год. Но чаще всего слышалось в ответ: “Подожди, дай отдышаться! Все обдумаем в начале следующего учебного года!”
Почему? Тогда дел будет еще больше, снова не найдется минуты, чтобы подумать о своей работе. Нужно просто подумать, не расставляя отметки, не торопясь на следующий урок.
Тем более что отметки нашим будущим выпускникам расставлены и утверждены на педагогических советах по допуску к экзаменам. Все ли мы сделали правильно? Что еще можем исправить? Как изменим свою работу, чтобы избежать повторения ошибок? Да и в чем они, наши главные ошибки?

Анна Н.

За чертой итогов

Казнить нельзя помиловать

Мама Максима вышла замуж и уехала в Белоруссию. В девятом классе мальчик жил один в двухкомнатной квартире, лишь иногда бабушка приходила к нему убрать, приготовить еду. Понятно, что квартира Максима стала прибежищем для всех местных подростков. Он пропустил много занятий.
Уроки-то прогуливал, но во все походы и экспедиции ездил исправно. Там был одним из самых главных членов команды. Сильный, уверенный в себе парень. Верный друг, отличный помощник. На него можно было оставить лагерь. Он водил по карте группы младших, разводил костер в самых тяжелых условиях, с интересом и азартом проводил биологические исследования.
И вот он – мой ученик, мой друг – сидит униженный перед учителями. Перед моими коллегами. С большинством нам удалось поговорить еще до начала этого официального действа, найти компромисс: отработает, досдаст. Но, к сожалению, не со всеми. Оставалась одна двойка, по труду. Учитель непреклонен – пусть работает весь июнь, сдает экзамен, тогда, может быть, получит тройку.
Еще до педсовета мы договорились с одной биологической экспедицией, что его возьмут туда на все лето, на полное довольствие. Работа начиналась сразу после выпускных экзаменов. Для Максима это был шанс вырваться из своей компании, познакомиться с увлеченными делом интеллигентными людьми. Да и просто есть регулярно в течение летних месяцев.
Шанс был. Но им не дали воспользоваться. Повлиять на учителя никто не смог. Экспедиция уехала без Максима. Школу он закончил, но больше туда не приходит. Со мной здоровается, но как-то неуверенно, словно задавая какой-то вопрос. Наверное, нас беспокоит одна и та же мысль: все ли мы, учителя, которым он так верил, сделали для того, чтобы помочь мальчишке, попавшему в беду?

Молчите и не спорьте!

Когда на педсовет по допуску к экзаменам зашла Катя с мамой, все учителя удивленно переглянулись. Она всегда была одной из лучших учениц школы. Один недостаток: вопросов у нее всегда столько, что ни один учитель не ответит. И поспорить любила, только держись. На все свое мнение, никаких авторитетов.
Надо же было такому случиться: в конце одиннадцатого класса Катя умудрилась недоучить геометрию и английский язык.
Геометрия? “Пусть сдает экзамен! Она может”, – требует учитель. Только ей это не интересно. Ее знания, конечно, лучше, чем у многих однокласников, но учитель уверен: только если девушка выучит все билеты, он будет спокоен, что сделал все возможное, чтобы Катя знала его предмет.
Английским Катя занималась всегда с удовольствием. Но в одиннадцатом классе поссорилась с учительницей. Сдала какую-то работу, учительница (по мнению Кати) ее потеряла и поставила незаслуженную двойку. Девушка обиделась и перестала ходить на уроки английского. В результате двойка – после десяти лет одних пятерок по этому предмету.
Помню глаза Катиной мамы. Обида.
Самое печальное, что в результате длительного обсуждения постановили: наладить отношения с учительницей английского и получить положительную отметку. По геометрии – выставить итоговую двойку и обязать сдать выпускной экзамен.

Я требую!

Ваня пришел на педсовет с братом. Тот заканчивал эту же школу несколько лет назад и аттестата не получил, только справку о том, что учился. Потом он стал вполне успешным бизнесменом, аттестат купил, чего не скрывает.
Об этом он так и заявил: “Вы мне однажды жизнь попортили, а теперь хотите сделать то же самое с моим братом? Не имеете права!”
Ваня в школу почти не ходил. А во время редких посещений уроков ничего не делал, так и заявлял: “Все равно поставите тройки, никуда не денетесь!”
Учителя встали на защиту своих прав единым фронтом. Аттестат Ваня в том году не получил, пришел на следующий год.
Но… учился так же плохо. Ничего мы не изменили своими двойками, в результате ему выставили положительные отметки.

Последний звонок

Каждый раз, когда звучит последний звонок, я вспоминаю эти истории. К сожалению, их было в моей жизни гораздо больше, чем хотелось бы. И не могу понять, есть ли выход из этой ситуации. Если ставить положительные отметки всем, кто их просит или требует, вряд ли в следующем году кто-нибудь будет старательно учиться на моих уроках.
Если выставлять итоговые отметки по результатам детского труда, не погублю ли я мимолетом чью-то жизнь?
Стоят выпускники. Такие красивые, такие взрослые. Впереди экзамены. Что они принесут нашим ребятам?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru