Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ 
 

Фото А.ПУТЯТА

В школе грядет новая мода.
В этот раз мода на раздельное обучение.
Это когда мальчики и девочки учатся в разных классах, а еще лучше – в разных школах.
Мол, как хорошо будет и девочкам, и мальчикам, и особенно учителям.
Есть уже и подвижники, и соответствующие экспериментальные школы.
Единственное, чего пока не хватает, это серьезного разговора о том, каких реальных целей с помощью раздельного обучения можно достичь.
Сегодня мы начинаем этот разговор, предполагая, что на него откликнутся и те, кого коснулся опыт раздельного обучения в 40–50-е годы, и те, кто знаком с современным опытом раздельного обучения – например, в суворовских училищах или в соответствующих экспериментальных школах.
Очень хочется, чтобы прозвучали серьезные аргументы как сторонников раздельного обучения, так и тех, у кого есть сомнения по поводу целесообразности такого рода экспериментов.

Фото А.СТЕПАНОВА

Под знаком эмоционального неравенства

Этот разговор случился в связи с обсуждением письменных работ восьмиклассников. Учитель, выдавая работу мальчику, прокомментировал оценку так: “Если бы это написала Лена, она бы получила четверку, но с тебя другой спрос. Ты должен больше работать!” Взгляд со стороны на эту естественную для учителя реплику вызвал сомнения: что за дискриминация? Разве мальчики и девочки не равны в глазах учителя? Эту тему обсудили учителя в Институте художественного образования РАО.

Мария Бережная, психолог. Девочка опережает мальчика по развитию. Ей хочется свободы, эмоциональных переживаний, хочется казаться умной, знающей. Но при этом девочке нужно доверие к ее суждениям, нужны советы. Девочка этого возраста может без памяти влюбиться в свою учительницу или литературную героиню. А мальчики-одноклассники для нее – маленькие, глупые.
Ирина Жбанкова, учитель. На уроке в 6 классе у меня была такая ситуация: всех девочек куда-то забрали. И вдруг мальчики, даже самые разгильдяи, начали так интересно говорить, рассуждать. Просто удивительно. Значит, девочки их смущают?
М.Б. У мальчиков интенсивный рост начинается только в 13 лет. Им хочется покорять мир, привлекать девушек, но в то же время они неуместно грубят матери, женщинам-учителям. Для них в этом возрасте кумиры – мужчины. Но мужчин почти нет в школе. Поэтому старшие подростки лучше ладят с женщинами, у которых либо мужской склад ума, либо “мужской характер”.
Елена Ермолинская, педагог. У меня долго не налаживались отношения с одним учеником: он не успевал по моему предмету, вел себя вызывающе. Но однажды, когда он сидел за компьютером (а с ним он обращается мастерски), к нам зашли посторонние люди. “Ничего, что мы стоим за спиной мальчика?” – спросил кто-то из них. И я ненароком сказала то, что и на самом деле думаю: “Алеша ас, ему давно пора привыкать, что зрители смотрят, как он работает за компьютером”. И с тех пор мы с ним лучшие друзья. А вот с девочками такие случаи не проходят, они воспринимают комплимент как условность.
Нина Пронина, педагог-психолог. Мальчики – ранние профессионалы. Они могут работать на очень большой глубине, с огромной самоотдачей. Мальчики самодостаточны.
Е.Е. Мальчики углублены в себя. Девочка обращена вовне. Девочки буквально снимают навязываемые стереотипы. И когда работаешь в смешанной группе, надо учитывать эту особенность. Я вначале больше внимания уделяю девочкам. Рассказываю какие-то свои истории, связанные с проблемой. Мальчикам эта пропедевтика не нужна, они, поняв задачу, сразу начинают работать. А вот девочек нужно долго подготавливать, зато потом они легко работают – их эмоциональная пластика рассчитана на более длительное протяжение. А мальчики быстро устают от эмоций: “Как я устал на занятии, хотя вроде ничего не делал!”
Н.П. Я не могу согласиться с тем, что мальчики менее эмоциональны. Это более глубокая, скрытая эмоциональность. Тренинги, которые я провожу с подростками, проявляют агрессию мальчиков. Проистекает она не из отсутствия эмоций, а из отсутствия вот этой приспособляемости, которую Елена так красиво назвала эмоциональной пластичностью. Поведение мальчиков чаще бывает неадекватным, потому что они не прислушиваются к внешним сигналам жизни. Жизнь чего-то требует от них, а чего, они не понимают.
Всем нужен тонкий грамотный педагог. А мы чаще полагаемся на интуицию, случай. Получается, что верное поведение педагога приходит только с опытом. А опыт, как известно, “сын ошибок трудных”. Жаль, что академическая педагогика так далека от реальных судеб детей и учителей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru