Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ 

Владимир СЕВРЮГИН

Семья глазами ребенка

Г.Хоментаускас. Семья глазами ребенкаКГИНТАРАС ХОМЕНТАУСКАС.
СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА.

Серия «Психологический бестселлер». –
М.: РИПОЛ КЛАСИК, 2003


В книге доктора психологических наук, президента Центра обучения человека в Вильнюсе (HUMAN STUDI CENTER) Гинтараса Хоментаускаса нет готовых рецептов, как поступить в том или ином случае, нет систематического психологического анализа жизни семьи. В ней – некоторые малозаметные, но очень важные аспекты развития личности детей. Основные опорные точки автора, которые определили содержание книги, следующие:
1. Ребенок не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он сам в определенной мере воспитывает себя.
2. Дети иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их можно, лишь взглянув на мир их глазами.
3. Жизнь семьи для каждого его члена выглядит по-своему. Каждый ребенок в семье развивается в новых условиях, получает свой собственный уникальный опыт.
4. На детей влияют не только преднамеренные воспитательные воздействия, но в большей степени поведение родителей, в том числе ни родителями, ни детьми не осознаваемое.
В главе «Ребенок – воспитатель себя» Г.Хоментаускас пишет: «Дети выбирают свой путь в потоке воспитательных воздействий, с вашей помощью воспитывают себя. Семейная ситуация, которую вы оцениваете как положительную или отрицательную, может совершенно противоположно восприниматься детьми… Чаще смотрите на происходящее глазами ребенка. Это не то же самое, что поставить себя на место ребенка (что, конечно, тоже неплохо) или во что бы то ни стало выспросить у ребенка, что он думает, чувствует. Посмотреть на семью глазами ребенка – это воссоздать субъективное видение и чувствование ребенка, это понять другого человека (а не себя на его месте). Для того чтобы понять, почему ребенок именно такой, какой он есть, поступает так, а не иначе, просто необходимо знать, как он видит семью и родителей, как интерпретирует происходящее. Его хорошее или плохое поведение не навык, который надо поощрять или пресечь, а личностное отношение. Именно оно, а не внешние обстоятельства определяют поведение ребенка, формируют его личность».
В главе «Видим мы то же так же?» Г.Хоментаускас говорит: «Не так уж редко мы думаем, что ребенок, живущий вместе с нами и видящий то же, что и мы, воспринимает происходящее так же, как мы. Эта иллюзия так сильна, что закрывает нам доступ к реальному, сложному и привлекательному внутреннему миру детей. В их представлениях сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются невероятные конструкции, фантастические образы, “теории” о различных явлениях».
В главе «Почему в семье разные дети?» автор напоминает о том, что каждый ребенок в семье развивается в несколько различающихся условиях. «Со временем вы сами меняетесь, поэтому первый, второй и т.д. ребенок, придя в этот мир, встречается с вами, но уже несколько другими. Более того, сама семья, в которую приходят дети, для каждого иная. Первый ребенок встречается только с вами, а второй сразу общается и с вами, и со старшей сестрой или братом, строит свое поведение, ориентируясь не только на вас, но и на личность старшего».
Как ребенок воспринимает родительскую любовь? В книге говорится о том, что родительская любовь иногда имеет для ребенка назойливый привкус, выглядит вмешательством в его дела. Не количество, а качество вместе проведенного времени имеют решающее значение. Принуждать себя к общению с ребенком и пытаться постоянно руководить тем, что он делает, – значит постепенно терять возможность по-настоящему сблизиться с ним. «Когда вы думаете о своих переживаниях, ваши глаза и уши обращены внутрь. Если вы хотите понять другого, вам непременно придется повернуть глаза и уши на него. Поверьте, внутренний мир ребенка интересен и привлекателен. Он отличается от вашего, но ничуть не хуже и не скуднее».
Особое внимание в книге уделено взаимоотношениям отца и матери – это такая же реальность, как их отношение к ребенку. Осмысляя происходящее вокруг него, ребенок вглядывается и вдумчиво вслушивается не только в то, что родители ему демонстрируют, но и в то, что наверняка хотели бы скрыть от чуткой детской души. Семей без конфликтов не бывает, это естественно. Противоречия побуждают к изменениям. Но нерешенные супружеские проблемы, хотя и спрятанные под девятью замками, влияют на ребенка посредством многих психологических механизмов. Ваши семейные и собственные проблемы не только ваше личное дело, но и важный фактор развития личности ребенка.
Г.Хоментаускас пишет: «Все мы желаем лучшего своим детям. Но желать, оказывается, мало. Необходимо понимать происходящее в семье, уметь смотреть на семью и на себя глазами ребенка».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru