Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КИНОПРОБЫ 

Латавра ДУЛАРИДЗЕ

Как снять великий фильм

Французское кино: война режиссеров и критиков

БЕЛЬМОНДО В МОСКВЕ. 1989 ГОД

БЕЛЬМОНДО В МОСКВЕ. 1989 ГОД

Совсем недавно в России знали французские фильмы, но даже в профессиональной среде не догадывались о том, что французский кинематограф выживает в тяжелейших условиях конкуренции с американской индустрией за счет целого комплекса средств: умных законов, схем перераспределения прибыли, привлечения в кинотеатры зрителей всех категорий. Но никакие примеры и рассказы французских же кинематографистов и высокопоставленных чиновников не помогли российскому кино и законодателям Думы уяснить, что же это такое – “французская схема” и как ее можно применить к нашей реальности.
Единственное, за что с естественностью ухватились, – это слово “квота”. Почему? Надо ли подсказывать? Да потому, что для большинства россиян “квота” означает ограничение, а еще лучше и приятнее – “запрет”. Запрет чего-то чужого и открытый семафор для “наших”.
Как же французское кино избегает тех отрицательных явлений, которые неизменно сопровождают любые проявления “режима особого благоприятствования”? От этого режима вынуждено было отказаться испанское кино, в первые годы после Франко получившее все приоритеты, отказаться из-за снижения художественного уровня картин, произросших в тепличных условиях.
“Французское кино умирает, но не сдается!” – это один из самых удачных заголовков к обзору состояния французского кино в журнале “Синема” за 1973 год. Статья была констатацией факта и пророчеством – прошло уже столько лет, производство фильмов во Франции выросло, бывали годы сплошных фестивальных успехов, но и сейчас это ироническое признание журнала “Синема” и героический дух, который его породил, сохраняют свою актуальность и привлекательную свежесть. Разговоры о кризисе во французском кино и разного рода приговоры – обычная интеллектуальная среда, в которой живет французское искусство.
Почему?
Да потому, что по большому счету это правда. А французы все-таки к искусству, родившемуся на их родине, предъявляют именно такой счет. Полемика между французскими режиссерами и кинокритикой, затеянная по инициативе Патриса Леконта в ноябре 1999 года, вполне лежит в этом русле. Началом ее послужило его интервью, опубликованное в мае того же года во вполне официозном еженедельнике “Ле Фильм Франсэ”, где он обвинил заведующего отделом критики газеты “Монд” Жана-Мишеля Фродона в “атаке на французское кино”, а затем его “открытое письмо”, адресованное своим коллегам. Он описал ситуацию, при которой “предпринимают попытки разрушить народное французское кино”. Коллеги откликнулись незамедлительно. 50 человек собрались, чтобы выпустить 12-страничный манифест, наметивший основные линии их недовольства всем тем, что касается климата во французской прессе. Доклад или манифест был опубликован полностью газетами “Монд” и “Либерасьон”, вызвавшими наибольшее неудовольствие, и под ним стояло уже 80 подписей кинорежиссеров. В интервью в американской газете “Верайети” Бертран Тавернье, один из самых успешных французских режиссеров последних десятилетий, пояснил: “Мы не против критики вообще”, а “против некоторых ее представителей, в частности, тех, которые пишут в “Либерасьон” и в “Монд”. Некоторые критики составили черные списки. Есть критики, которые не писали о моих фильмах более десяти лет. То же самое могут сказать Клод Миллер и Патрис Леконт. “Снежный класс” Клода Миллера имел международный успех, но в “Монде” и в “Либерасьон” написали, что он не представляет никакого интереса.
Критики защищались, отрицая свою вину перед родной кинематографией.
В сущности говоря, одна из главных составляющих этого спора именно это – счет, который предъявлен французским фильмам. С точки зрения Леконта, он несправедливо и враждебно завышен, с точки зрения критики – он должен быть таким и не может быть иным, когда речь идет о французских фильмах. Леконт так и говорит: по сравнению с американскими “французские критики работают на американское кино, и они против французского”. В его обиде есть доля справедливости. Французская кинокритика очень сильно изменилась, многое в ней изменилось, может быть, и не в лучшую сторону. Но при этом такое утверждение также несправедливо, так как она серьезно и часто всесторонне анализирует французские фильмы. И конечно, если бы французская критика согласилась, в частности, с требованием, которое было высказано как пожелание: “Мы надеемся, что никакая негативная критика не будет появляться в прессе раньше уик-энда, следующего за общей премьерой”. Так как смена репертуара в кинотеатрах Франции происходит в среду, то речь идет о том, чтобы кинокритики сдержали свой гнев или неудовольствие всего на пять дней. А восторг могли бы выражать сразу.
Но это означало бы усечение прав критиков, накладывание каких-то уз на прессу и свободу слова и выражения, а с другой стороны, лишило бы читателей и зрителей возможности сравнить свою оценку с оценкой того или иного обозревателя. Союз французской кинокритики в своем ответе на письмо Леконта отметил, что не поддерживал персональную атаку в журналах, продиктованную “своего рода террористическим духом”.
Спустя несколько лет после этой бури, которая мало что изменила в общей ситуации, но дала ощущение свежего дыхания, французское кино продолжает свой путь. Это самая процветающая кинематография в Европе, с фильмами, снятыми режиссерами всех поколений, с множеством новых интересных имен. Париж остается кинематографической столицей мира, где можно увидеть фильмы со всей планеты, и то, что хорошо принято парижской публикой, не может остаться незамеченным.
Однако есть нечто разочаровывающее любителя кино. Недавно известный критик Марсель Мартен в разговоре о французском кино не без грусти сказал, что сейчас во Франции немало интересных и даже хороших фильмов, но что-то случилось – нет великих.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru