Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2004

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ 
 

Леонид КОСТЮКОВ

Понедельник мечты

Можно ли потерпеть поражение в том, за что ты и не брался?

Можно ли назвать чемпиона мира по теннису неудачником шахматного турнира (или наоборот)? Разумеется, нет. Все мы финансовые неудачники по сравнению с Биллом Гейтсом. Но это соображение чересчур расплывчато, чтобы быть информативным. Очевидно, неудачник – тот, кто хотел бы, да не сумел.
Мечтатель, созерцатель, бессребреник, как правило, не унывает. Он совершенно искренне не увлекается некоторыми видами спорта. Его джинсы протерты, но не доставляют ему серьезных неудобств. Этот – с точки зрения внешнего наблюдателя – слегка нерасторопный тип не спешит и не опаздывает. И он не считает себя неудачником, а перекрестные характеристики слишком произвольны, чтобы на них полагаться.
Неудачник – это комплекс, точнее, сумма комплексов. Ущемленность, уязвленность, завистливость. Красноречие, употребляемое в основном в нескольких типовых ситуациях. О себе, любимом. О недоброжелателях вплоть до заговорщиков и террористов. О нелепых случайностях, вознесших различные бездарности на вершину.
Неудачник обычно не производит впечатления человека флегматичного. Он, напротив, так и пышет энергией, правда, нездоровой, истеричной, невостребованной. Самая частая мысль, которая приходит в голову после двадцати минут разговора с неудачником: вот бы всю эту огневую мощь да по настоящей цели. Отчего-то не получается.
Допустим, футбольная команда билась-билась на поле и проиграла. Что ж, настало время – на пресс-конференции или прямо тут, на кромке поля, – обвинить судью, погоду, безногого нападающего и безрукого вратаря. Но в жизни-то никто финального свистка не дает. Точнее, после настоящего финального свистка так дешево уже не оправдаешься. Когда же настает этот момент переключения – до сих пор ты бегал по полю и пинал мяч, а теперь чаша переполнилась и настала пора хаять судью? Встречаются ли, иначе говоря, молодые неудачники?
Еще как. На математической олимпиаде они, вместо того чтобы понять и попробовать решить задачу, пробуют ее не понять. Нащупывают щелочку в формулировке и обосновывают неполноту условия и невозможность решения. Стратегия почти беспроигрышная: если удастся убедить комиссию, ей придется засчитать балл наравне с реально решившими, а если нет – что ж, виновата комиссия.
Не выполнив домашнее задание, начинающий неудачник не прячет глаза и не пытается наскоро списать у соседа. Он переполнен сознанием собственной правоты. На прошлом уроке не был по уважительной причине (справка от врача), позвонить одноклассникам не мог, потому что был отправлен за овощами (справка от родителей), а когда вернулся, то у Сидорова было занято (справка с АТС). У неопытного учителя вырывается реплика насчет того, что проще было бы сделать, чем объяснять, почему не сделал. Опытный учитель знает: правдолюбу есть что ответить и на это. Лучше не ввязываться в дискуссию. Можно молча (и осознавая последствия) поставить “два”. Но спорить не стоит.
У неудачника – воспаленное лицо, пытливый взгляд и сиплый голос. Он всегда готов обличить виноватых в его неудачах. Как исполнитель неудачник совершенно никуда не годен, потому что каждое распоряжение трактует либо как идиотское, либо как невыполнимое и может доказать. В итоге неудачником постепенно перестают пользоваться. Начальником он становится редко. Кончается это быстро и катастрофически.
В результате цепочки осмысленных человеческих действий начинают обтекать неудачника. Он вне игры. Его забывают. Он изгой в этом дерьмовом мире. Что и требовалось доказать.
Предположим, что совпадение реального мира с твоим представлением о нем радует. Как, впрочем, всякое свидетельство твоей правоты. Почему нет? Теперь представим себе мир как полный бардак, где подлец и бездарность всегда наверху, а честь и талант попраны. Что получается?
А получается, что каждое касающееся тебя событие приятно либо непосредственно, либо метафизически. Дали премию – что ж, пойду потрачу. Не дали – я так и знал. Чем хуже, тем лучше. Потому что подтверждает картину мирового устройства. Чем лучше, тем опять же лучше. Потому что организм неудачника устроен так же, как и у нормального человека, а о метафизике можно временно забыть. И, наладив несложный переключатель с идейного уровня на материальный и обратно, неудачник всегда доволен. Так или иначе. Не без самообмана, конечно.
Впрочем, как правило, в главном неудачник оказывается действительно прав. Как кот Базилио, притворяясь слепым, в итоге действительно потерял зрение, так и неудачник не движется в направлении одной огромной неудачи. Старея, теряя друзей и близких, он все более точно совпадает с автопортретом. В конце концов уже и не знаешь, как ему возразить. Что все могло быть иначе? А могло ли?
Один мой знакомый собрался начать новую жизнь (не правда ли, где-то мы это уже слыхали?). Как девиз пресловутой новизны он выдвинул одно слово – дергаться. Вот первые сорок лет жизни не дергался, а теперь будет. И пояснил: понимаешь, даже если я продергаюсь всего год и ничего не получится, я все равно не буду чувствовать себя так паршиво, как сейчас.
Я позвонил ему спустя месяц, спросил, не приступил ли он к дерганью. Пока нет. С понедельника. Что ж, доживем, наверное, и до понедельника.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru