Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Светлана КИРИЛЛОВА

Давайте, граждане, больше и лучше!

Почему бесплатное образование стоит так дорого?

Каждое лето прокуратуры субъектов Федерации заводят несколько дел о даче взяток при поступлении в вузы. Почти все эти дела при рассмотрении в судах разваливаются. В итоге мы до сих пор не знаем достоверно, как движутся теневые финансовые потоки в российском образовании и каковы их объемы. Владимир Филиппов не раз говорил о сотнях тысяч теневых долларов. Ректор МГУ Виктор Садовничий называл сумму в 5 миллиардов рублей.
По мнению экспертов Высшей школы экономики, общий объем взяток в 2002/03 учебном году составил 26,4 миллиарда рублей.
Со многими выкладками ученых можно поспорить. Но их выводы свидетельствуют: бесплатное образование в нашей стране стоит дорого.

Фото В. ДОРОФЕЕВА

Наши дорогие дошколята…

Осенью 2003 года по особой анкете, составленной Фондом общественного мнения, социологи провели серию опросов россиян. Цель исследования – узнать, какова неофициальная цена бесплатного образования от детсада и до первого курса высшего учебного заведения. Социологов интересовали неофициальные затраты на образование с сентября 2002-го по август 2003 года.
Было опрошено взрослое население страны, в том числе семьи с детьми в возрасте от 4 до 20 лет (более 9 тысяч человек) в Москве, Красноярском крае, Пермской и Ярославской областях. Опрашивались семьи студентов-первокурсников престижных московских вузов (7,3 тысячи человек), руководители 1311 государственных и негосударственных вузов, средних специальных учебных заведений и ПТУ, учащиеся, родители и преподаватели в пилотных регионах (более 17,7 тыс. человек).
Социологи были готовы к тому, что точную сумму взятки никто не назовет. Потому вопросы в анкетах формулировались деликатно: «Сколько примерно рублей вы потратили в прошлом учебном году на подарки (взятки) за прием в детский сад? А на подарки или на плату за более мягкое отношение при оформлении документов при поступлении в вуз или ссуз? Делали ли вы подарки вузовским преподавателям за оценки на экзаменах, за перевод на следующий курс или на другое отделение?»
Далее шли более обтекаемые вопросы: «Если бы вам представилась возможность, вы бы заплатили неофициально за поступление вашего ребенка в хорошую школу или вуз? Сколько, как вам кажется, за это платят? Знаете ли вы о подобных случаях?»
При опросах учитывалось материальное положение семей, их готовность «войти в тень», осведомленность о сумме взяток в регионе. Из этого делались выводы и подсчитывались приблизительные объемы теневого финансирования на разных ступенях образования.

По подсчетам социологов, в 2002–2003 году 16% опрошенных семей платили взятки и делали подарки за то, чтобы их детей приняли в детский сад. 10% опрошенных родителей давали взятки за прием в школу. 11% – за доброжелательное отношение к ребенку в школе, за перевод его из класса в класс. Любопытно, что, несмотря на мнение, сложившееся о профтехучилищах: «Не будешь учиться в школе – отправишься в ПТУ», за прием своих детей в ПТУ давали взятки 9% российских семей.
В итоге, по оценкам экспертов ВШЭ, в прошлом году россияне потратили 0,2 млрд руб. на то, чтобы «пробить» своих детей в средние специальные учебные заведения. На воспитание и обучение дошкольников российские родители неофициально потратили приблизительно 2,7 млрд руб.
И еще 1,7 миллиарда рублей россияне отдали за подготовку и прием в школу.
При этом выясняется, что платные курсы в детском саду далеко не каждому помогают поступить в школу. Иначе почему каждая пятая российская семья, имеющая дошкольников, изъявила готовность дать взятку за поступление своего ребенка в хорошую школу?
На эти цели готовы немедленно раскошелиться 26% семей в мегаполисах и крупных городах России и 19% родителей в малых городах и селах.
Но давали ли они в действительности взятки? Социологи сформулировали этот вопрос по-другому: сколько стоит зачисление ребенка в хорошую школу? О какой сумме может идти речь?
Москвичи считают, что речь идет о 14 тысячах рублей. Жители России оценили эту услугу в 10 тысяч. Красноярцы признали, что ребенка можно отправить в первый класс приблизительно за четыре тысячи. Ярославцы и пермяки увеличили сумму вдвое.
Поскольку цифры в целом были сравнимы, социологи вычислили среднее арифметическое и сделали вывод, что это и есть одобренная местным сообществом цена за поступление ребенка в школу или перевод из одной школы в другую.

По оценкам социологов, в 2002/03 учебном году определенный процент россиян давали взятки на том или ином этапе образования:

– В детском саду – 16%
– В детских учебных учреждениях дополнительного образования – 12%
– За прием в школу – 10%
– При обучении в школе – 11%
– При обучении в ПТУ – 9%
– При поступлении в ссузы: за оформление документов и медосмотр – 9%
– За прием экзаменов и зачисление – 10%
– При поступлении в вузы:
– За оформление документов, медосмотр и т.д. – 9%
– За прием экзаменов и зачисление – 16%
– При обучении в ссузах – 20%
– При обучении в вузах – 14%.

Общие затраты на каждый уровень образования:

При воспитании и обучении дошкольников – 2,7 млрд рублей
В том числе в детском саду и детских дошкольных учебных заведениях – 1 млрд руб.
За прием в школу – 1,7 млрд руб.
При обучении в школе – 1,4 млрд руб.
При обучении в ПТУ – 0,1 млрд руб.
При поступлении в ссузы – 0,2 млрд руб.
При поступлении в вузы – 10,7 млрд руб.
При обучении в ссузах – 0,6 млрд руб.
При обучении в вузах – 10,7 млрд руб.

В общих затратах каждого уровня образования доли взяток таковы:

При воспитании и обучении дошкольников – 9%
При обучении в школе – 1%
При обучении в ПТУ – 2%
При поступлении в ссузы – 3%
При обучении в ссузах – 4%
При поступлении в вузы – 20%
При условно бесплатном обучении в вузах – 27%
При платном обучении в вузах – 8%.

Не школьник, а золото…

Следующая статья неофициальных расходов – учеба ребенка в младших классах. 11% семей давали подарки учителям и делали разного рода неофициальные взносы за особое отношение к их ребенку в начальной школе. Жители Москвы потратили на эти цели около 2,3 тысячи рублей за год (средняя российская ставка «за хорошее отношение к ребенку» составила две тысячи рублей). Пермяки заплатили учителям младших классов около 800 рублей за год, жители Ярославской области – приблизительно по 700 рублей и красноярцы – по 400.
В ходе исследования выяснилось, что, когда ребенок переходит в 4 или 5 класс, для родительских кошельков наступает облегчение. Некоторые россияне склонны в этот период вообще ничего не дарить учителям и не делать крупных подарков школе. Исключением из этого правила являются только москвичи.
Самые большие затраты на обучение в средних классах – в тех семьях, где ребенка ориентируют на высшее образование. Такие родители хотят подтянуть детей по программе и тратятся на частных педагогов.
Время самых больших родительских трат наступает, когда школьник переходит в старшие классы. Но эти деньги текут уже мимо школы – в карманы репетиторов или тратятся на подготовительные курсы.
В перечне абитуриентских затрат на первом месте стоят затраты на репетиторов. Второе место в списке – платные вступительные экзамены. Третье – платные подготовительные курсы.
Как показало исследование, почти все российские родители, желающие дать ребенку высшее образование, готовы идти на жертвы. Готовность к тратам, как выяснили социологи, не зависит от типа населенного пункта (город или село) и даже от среднего дохода семьи. Главный критерий – есть ли в семье школьника люди с высшим образованием (которых, как известно, немало и на селе). Россияне, окончившие вуз, в четыре раза чаще заявляют о том, что готовы капитально потратиться, чтобы их дети стали студентами.
Кстати, 73% опрошенных студентов воспитывались в семьях, где отец или мать получили высшее образование.

Почем принимаем?

Почти половина опрошенных российских семей (47%) признали, что готовы заплатить за неофициальную помощь при зачислении ребенка в вуз. Оценивая размер такой выплаты, российские родители называли среднюю сумму около 500 долларов. Однако семьи с доходом выше среднего, где кто-либо из родителей имеет высшее образование, готовы оценить теневые инвестиции при поступлении ребенка более чем в 1000 долларов.
При этом те, кто признал в анкете, что давал немалые презенты за поступление ребенка в вуз, отказались сообщать размеры платежа. «Раскололись» только некоторые жители регионов. Ни один из московских родителей своей тайны не открыл.
На хитрый вопрос «Как вы думаете, каков типичный размер взятки за прием в вуз?» желающие поступить в престижные московские вузы ответили: 183 тысячи рублей. Поступление в столичные вузы средней руки было оценено москвичами в 119 тысяч рублей. Жители российских регионов оценили затраты на поступление ребенка в местный вуз в 35 тысяч рублей.
«В целом по России размер взятки эквивалентен 5,5 среднедушевого месячного дохода семьи, – вычислили социологи. – В Москве этот показатель равен 15,6».
По осторожным подсчетам исследователей, в целом средний размер взятки за поступление в вуз составляет по 20,8 тысячи рублей, в московских вузах – 26,7 тысячи.
Как выяснили авторы проекта, жители мегаполисов реже дают взятки при поступлении своих детей в вузы. Здесь лидируют жители крупных городов (до миллиона жителей).
«Эту зависимость можно объяснить так. У жителей мегаполисов есть возможность заниматься на курсах и брать уроки у преподавателей вузов из тех же городов, – предположили социологи. – У жителей малых городов и сел нет поблизости вузов, но нет и средств на взятки. А вот у жителей крупных городов нет по соседству крупных вузов, но есть средства для выплаты взяток. Поэтому и спрос здесь выше».
По подсчетам экспертов, россияне потратили в 2003 году на взятки при поступлении в вузы 10,7 млрд руб.

Бриллиантовая зачетка

Неудивительно, что студенты, поступившие в вуз за взятку, не очень-то утруждают себя учебой. Поэтому внутри вузов тоже процветает взяточничество.
Почти каждая пятая семья, где есть студенты, призналась, что платила за перевод с курса на курс. Средняя плата составила 1,7 тысячи рублей. В Москве подобные поборы выше в три раза: москвичи, признавшиеся в даче подобных взяток, вносили за подобную услугу около 5,4 тысячи рублей. Самой низкой сумма взятки оказалась в Ярославской области (600 рублей).
«Если представить себе семью: отец, мать и сын-студент, то желание облегчить его существование в вузе обойдется в среднем в 6–12% годового дохода семьи, – определили социологи. – Другими словами, коррумпированные работники вузов за учебный год взимают со своих клиентов приблизительно традиционную «десятину».
Что обнадеживает в исследовании, проведенном Высшей школой экономики?
Представление о тотальной коррумпированности системы образования пре-
увеличено. 57% семей с дошкольниками в регионах России и 35% москвичей не знают случаев взяток при приеме в детский сад. 17% родителей старшеклассников и студентов не очень-то верят в факты взяточничества на вступительных экзаменах.
В целом по стране о взятках на соответствующих этапах обучения слышали только 43% родителей дошкольников, 83% родителей абитуриентов вузов, 73% студентов.
65% родителей не убеждены, что для получения высшего образования нужны значительные материальные траты. Они считают, что это образование им по карману.
Представления о грандиозных суммах взяток, как мы видим, достаточно мифологичны. В действительности коррумпированные работники системы образования никого не обдирают. Они берут сколько им надо. Скромно, но со вкусом.

Да здравствует баланс!

Почему во ВШЭ решили исследовать запретную прежде тему – взятки в системе российского образования? Причина политическая – на экономистов и социологов возложена задача доказать, что «подгнило что-то в Дат-
ском королевстве». Следовательно, систему экономических отношений в образовании нужно срочно менять. Вариант реформы уже предложен – единый государственный экзамен.
Доклад ВШЭ, в котором подробно описывается количество и качество школьных и вузовских взяток по России, заканчивается на неожиданной ноте: «Экономический эффект от введения ЕГЭ: один рубль бюджета, потраченный на проведение ЕГЭ, позволяет сократить расходы высших учебных заведений на проведение вступительных экзаменов на два рубля, а расходы семей (репетиторство, взятки, транспортные расходы) на 16 рублей».
По результатам прошедших лет ясно, что ликвидировать теневые потоки в образовании с помощью ЕГЭ полностью не удастся. Траты на подарки и взятки воспитателям детсадов и учителям начальной школы «за особое отношение к ребенку» останутся. Останутся взятки и подарки за перевод учеников в более престижную школу. Останутся траты на репетиторов в старших классах, готовящих школьников к сдаче ЕГЭ. Останутся взятки и подарки за прохождение медкомиссии при поступлении в техникумы и вузы, за перевод студента из одного вуза в другой, с одного факультета или отделения на другое. С введением ЕГЭ возможно даже увеличение внутривузов-
ских поборов: за сдачу, за написание и оценку курсовых работ, за лабораторные и многое другое. На самом деле данные мониторинга системы образования, проведенные ВШЭ в 2003 году, совершенно ясно показывают, откуда взялось взяточничество в системе образования и как с ним бороться.
Только цифры. Если усреднить данные о доходах учителей в Москве, Красноярском крае, Ярославской и Пермской областях, то среднедушевой доход в семьях школьных наставников составляет 3100 рублей. Самые большие заработки в негосударственных школах –
4400 рублей. Заработки в обычных школах, школах с углубленным изучением предметов и в гимназиях приблизительно одинаковы – около 3300 рублей. Самые низкие заработки учителей в малых городах и в селах – около 2400 рублей.
Это вынуждает подрабатывать около 30% учителей городских школ и 7% сельских. Подработки могут быть самыми разными – от официального репетиторства до выполнения обязанностей школьного дворника. Средний доход от легальных подработок учителя – 2000 рублей (около 60% месячной зарплаты).
При таких условиях работы в отрасли бороться с коррупцией административными мерами бессмысленно, не повышая зарплаты.
Но есть, на наш взгляд, и другие причины, по которым антикоррупционные меро-
приятия обречены на неудачу. Российское образование сегодня – это череда барьеров – экзамены, тестирования, прием в классы по конкурсу. Общедоступность его существует только на бумаге. И каждый такой барьер создает своего рода «питательную среду» для коррупции – ведь от контрольных, от отметок в аттестате, от выпускных и вступительных зависит будущее ребенка. А второго шанса показать себя, исправить оценки ему никто не даст. Даже на ЕГЭ, который широко рекламируется Министерством как новейший антикоррупционный препарат.
Стоит заметить, что уменьшать число учебных испытаний никто не собирается. Наоборот, их количество будет увеличиваться. Взять хотя бы идею профильной школы с «малыми ЕГЭ» и конкурсным отбором в профильные классы. А значит, коррупция в образовании будет расти и
шириться. Просто потому, что в основу реформ положена идея деления по способностям, «объективной» оценки школьников, а не человеческое отношение к ученикам, каждый из которых имеет право на ошибку. От которой не должна напрямую зависеть его дальнейшая судьба. А пока будет так – у родителей всегда будет существовать соблазн упрочить будущее своего чада путем финансовых вливаний в карман преподавателя.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru