Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N74 
 

Елена КАРТАШОВА

Восстановить разрушенные связи

Прошедший в марте обучающий семинар для учителей коррекционных школ России был посвящен методике работы с новыми учебниками, но обсуждаемые на этой встрече проблемы вышли за рамки темы учебной литературы.

Более 200 учителей и методистов из 20 регионов страны встретились в научно-методическом центре “Московский”, чтобы познакомиться с новой коррекционной литературой и обсудить свои профессиональные проблемы.

Впоследние годы издается немало специальной учебно-методической литературы. Однако из-за нарушенных связей между школами, издательствами, министерством и местными властями учебники, а порой и информация о них не доходят до потребителя – учителя и ребенка.
Существенный вклад в решение этой проблемы вносит Национальный фонд подготовки кадров: издание литературы по коррекционной педагогике является одним из ведущих направлений деятельности НФПК. В 2002 году НФПК объявил конкурс на создание учебников нового поколения для специальных школ. Победителями конкурса стали 47 учебников и УМК, выпущенных издательствами “Аркти”, “Владос”, “Просвещение”, “Просвещение – С-Пб”, “Союз”.
Важная часть данного проекта – проведение серии обучающих семинаров, организованных НФПК совместно с Министерством образования и науки. Цель семинаров – рассказать специалистам-дефектологам из разных регионов о новой учебно-методической литературе для коррекционных школ. Кстати, такого рода обучающие семинары всероссийского уровня проводятся в нашей стране впервые.
В марте в подмосковном научно-методическом центре прошел очередной обучающий семинар по работе с учебниками-победителями конкурса НФПК. На семинар приехали 205 методистов и учителей специальных школ I–II (для глухих и слабослышащих), V (тяжелые нарушения речи), VIII (для умственно отсталых) видов из 20 регионов России. На семинаре дефектологи не только увидели новые учебники и получили рекомендации по работе с ними непосредственно от авторов, но и узнали, как живут и работают их коллеги. У специалистов из разных регионов и школ разных видов оказались общие проблемы: недостаточное финансирование, нехватка учебно-методической литературы, слабая материально-техническая база, низкий уровень подготовки молодых кадров.

Структура дефицита

Одна из главных проблем коррекционных школ – отсутствие специальных учебников. Причем случаи бывают тяжелые и очень тяжелые. Варианты: на школу приходит очень мало комплектов новых учебников; новых специальных учебников нет вообще – дети изучают географию и историю по книгам 1980-х гг. издания; не хватает даже учебников массовой школы.
Благодаря конкурсу НФПК у школ VIII вида впервые появился свой учебник истории. Долгое время его создание было невозможно по политическим причинам. Изложение истории для умственно отсталых детей не вписывалось в идеологию советского государства. Затем работе над учебником помешали экономические проблемы. Первыми с этой нелегкой задачей справились Ольга Бородина, Борис Пузанов, Людмила Сековец, Людмила Редькина – коллектив авторов из Москвы и Нижнего Новгорода. Перед изданием УМК прошел апробацию в школах этих городов и снискал самые положительные отзывы учителей и рецензентов. На семинаре дефектологи со всей страны (многие из них уже занимаются по этому УМК) высказали авторам-победителям конкурса свои предложения, наиболее конструктивные из них будут учтены при переиздании учебника. Ольга Бородина – соавтор первого УМК по истории Отечества для 7–9 классов спецшкол VIII вида и представитель издательства “Владос” пообещала, что до нового учебного года все регионы получат хотя бы небольшое количество новых учебников.
По словам Марии Созонтовой, методиста кабинета коррекционной педагогики Кировского института усовершенствования учителей, в области бедственное положение именно с учебниками по истории. Она знает, что в прошлом году впервые вышел специальный учебник истории для школ VIII вида, но приобрести его ни администрация региона, ни родители не в состоянии. В Кирове пообещали, что в каждую школу пришлют по три (!) комплекта. Видимо, ученикам придется пользоваться ксерокопиями, как бывало и раньше. Но методист рада, что новые учебники вообще выходят: “Теперь есть от чего отталкиваться”.
А учебников для школ V вида нет в принципе. Поэтому в речевых коррекционных школах почти все дисциплины преподаются по массовым учебникам. Также у школ этого вида нет утвержденной программы – учителя занимаются по очень старой или экспериментальной. Оправдать эти недоразумения историческими причинами едва ли возможно. Хотя не стоит забывать, что речевые спецшколы были созданы намного позднее коррекционных школ других видов – в 1957 году.

Характерно, что в основном участники семинара покупали учебно-методическую литературу на собственные средства. Коррекционные школы финансируются через казначейство – целевым способом. Раньше у школ был счет, и администрация могла снимать средства на одежду, учебники и т.д. и потом, безусловно, отчитываться справками и прочим. А сейчас в школу идут “целевые средства”: на зарплату, на питание... И эти деньги учителя не могут тратить на то, что, на их взгляд, для школы сейчас нужнее. А на учебники и методическую литературу целевых средств выделяется очень мало. Так что, покупая книги “на свои”, рассчитывать на то, что школа возместит затраты, не приходится. Учителя без особого энтузиазма предполагают: “Может быть, постепенно, в течение пяти лет, по тридцать рублей…”
В региональные коррекционные школы учебная литература выделяется по остаточному принципу, если, конечно, вообще повезет. На семинаре НФПК было представлено такое разнообразие учебников, каталогов, пособий, что устоять от покупки специалисты просто не смогли. По словам дефектологов, в регионах подобную литературу найти очень сложно, и стоит она там намного дороже, чем в столице. Видимо, поэтому перед отъездом педагоги то и дело восклицали: “Как же я все это повезу?!” – и тут же успокаивали друг друга: “Своя ноша не тянет”. Рассчитывая в первую очередь на себя, учителя все же надеются, что местные власти в ближайшее время выделят средства на покупку новых книг для всей школы.
Наряду с использованием новой специальной литературы одним из перспективных направлений обеспечения психологической и бытовой готовности учащихся вспомогательных школ является использование компьютерных технологий. Однако в большинстве школ компьютеров для учебных занятий нет. В этом ряду выгодно отличаются школы Владимирской и Воронежской областей. Ряд занятий учителя проводят в компьютерном классе, используют специальные обучающие программы, игры. Кроме усвоения непосредственно учебного материала в процессе работы за компьютером у детей развивается мелкая моторика, что тоже способствует их интеллектуальному развитию.

Татьяна Зыкова, автор учебника “Ознакомление с окружающим миром” для 2 класса коррекционных школ I–II вида (на фото в центре), с молодыми специалистами-дефектологами

Естественный недобор?

Сейчас в стране работает около 1900 коррекционных школ, причем ежегодно их количество заметно сокращается. Однако это не значит, что детей с различными врожденными и приобретенными патологиями становится меньше. Коррекционные школы, как правило, закрываются из-за вездесущего “недостаточного финансирования”, и в лучшем случае вместо них вводятся вспомогательные классы в общеобразовательных школах. 34 тысячи детей учатся на дому.
Для многих школ актуальной стала проблема наполняемости классов. Нижегородская школа-интернат VIII вида не исключение. Не так давно здесь были А и Б классы, теперь параллели есть далеко не всегда. Обычно в классах занимаются 10–14 человек (это соответствует норме), в группах продленного дня – до 18 ребят.
В.Горюшинская, учитель социально-бытовой ориентировки одной из школ VIII вида Кировской области, связывает проблему наполняемости классов и сокращения числа вспомогательных школ с распространением в России западной модели коррекционной педагогики – обучение больных детей в массовых школах. Педагог с двадцатипятилетним стажем считает, что пока в российских школах не будут введены индивидуальные занятия, эта программа будет иметь крайне отрицательное влияние на психологическое состояние детей.
Однако с В.Горюшинской не согласен ее коллега из Владимирской области. Там в одном из интернатов в первую смену занимаются ученики массовой школы, а во вторую – коррекционной школы VIII вида. Преподаватели считают, что воспитанники спецшкол обязательно должны видеть и хотя бы минимально общаться со здоровыми детьми, это позволит и тем и другим быть более адекватными и толерантными.
Очень важно как можно раньше начать работать с больным ребенком. Но вовремя это сделать сложно, потому что родители не хотят отдавать детей в специальные учреждения. Не хотят, чтобы у их детей в свидетельстве об окончании общего образования стоял “некрасивый” штамп специальной (коррекционной), пусть и общеобразовательной школы. Поэтому даже очень тяжелых детей, которые безоговорочно должны учиться в спецшколах, родители все равно стремятся отдать в массовую школу. В результате для последних трех лет характерно, что в коррекционные школы поступают пятиклассники из массовых школ, причем уже со сложными поведенческими проблемами. Бывает, что первый класс не набирается в полном объеме (10 человек), зато во второй приходят сразу 14 из массовых школ. По словам дефектологов, “массовые школы набирают таких детей для количества, а потом начинают от них избавляться”. По предположению специалистов, около 20% современных учеников массовых школ должны учиться в спецшколах.
Но сейчас детей с той или иной патологией “отбирают” не только массовые школы, но и приюты. С одной стороны, это благо, с другой – зло. Дети, которые поступают в 3–4 классы спецшкол из приютов, – самые тяжелые, многие из них уже знакомы с наркотиками. В приют детей забирают регулярно, но на короткий срок: соберут, подлечат, подкормят, а после трех месяцев пребывания отпускают в семьи, откуда они снова бегут на улицу. В приюте ребята живут, а учатся в обычных массовых школах, посещение занятий в которых никто не отслеживает: пришел – хорошо, не пришел – и ладно.
Еще одна сторона проблемы – плохая информированность населения о работе спецшкол. По словам Ирины Парсковой, учителя начальных классов и руководителя методического объединения учителей начальных классов Ивановской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида, родители учеников, особенно жители сельской местности, нередко признаются, что узнали о школе для слабослышащих совершенно случайно. Удивительно, что даже врачи крайне редко называют родителям адреса таких учреждений.

Кто учить будет?

Занятия обучающего семинара проходили в самых разных формах: лекции, по группам, просмотр видеозаписей уроков, дискуссии, выезд в школу, ролевые игры.

Почти для всех коррекционных школ чрезвычайно актуальна кадровая проблема. Она связана с нехваткой молодых специалистов, низким уровнем их подготовки и очень маленькой зарплатой.
По словам учителей из большинства регионов, зарплату они в последнее время получают более или менее регулярно. Она сопоставима со средним уровнем зарплаты по стране. Учитель высшей категории получает 2300 рублей. Начинающие педагоги – около 1500.
Однако все относительно. Последние пять лет в сельских школах-интернатах Ивановской области задерживаются только мужчины. Согласно статистике, мужчин-педагогов здесь больше, чем в других регионах. Дело в том, что на предприятиях г. Иванова очень низкие зарплаты, а в сельской школе-интернате круглосуточного пребывания, работая на несколько ставок, можно получать существенно больше.
Кроме того, работа в сельской местности предоставляет молодым людям отсрочку от армии. К сожалению, бывают случаи злоупотребления этим правом. По словам участников семинара, “если к обучению наших детей относиться формально, то они становятся неуправляемыми”. Поэтому администрация вспомогательных школ набирает сотрудников по принципу “лучше меньше, да лучше”.
Молодые педагоги-женщины остаются работать в сельских коррекционных школах очень редко. Как правило, им не предоставляют постоянного жилья и на первых парах (7–8 разряд) они получают очень низкую зарплату. И даже некоторые льготы: оплата коммунальных услуг, отопления, частично света, съем квартиры – мало привлекают молодых специалистов. Кроме того, профпригодными можно признать в среднем одну из трех выпускниц педагогического училища.
А в Кировской области нет даже дефектологического факультета, который бы обеспечивал школы квалифицированными кадрами. Долгое время на базе Кировского института повышения квалификации было представительство Московского государственного открытого педагогического университета им. Шолохова, курировала этот проект Т.М.Лифанова (автор учебника по географии). Факультет просуществовал 10 лет, а сейчас временно прекратил свою работу. Учителям и методистам остается только надеяться на возобновление этого сотрудничества.
В середине 1990-х годов во Владимирском педагогическом университете был открыт факультет коррекционной педагогики и психологии. Факультет быстро стал популярным, и поступить на него довольно сложно – большой конкурс. Теперь многие выпускники этого факультета работают по специальности и в других городах страны.
В ряде регионов бесплатные курсы повышения квалификации, проводимые местными ИУУ, оказались недоступными для преподавателей из-за невозможности оплатить свой проезд и проживание в областном центре. А обучение на курсах логопедов в г. Иванове стоит 12 тысяч рублей, причем областная администрация с оплатой никак не помогает.

Темно и холодно

Во многих школах есть и серьезные хозяйственно-бытовые проблемы. Как рассказала Оксана Емельянова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель русского языка и чтения Кохмской (Ивановская область) специальной школы-интерната VIII вида, до недавнего времени ее школа размещалась в аварийном здании, перевод в новое проблем не решил. Теперь дети учатся и живут в полувековом строении, требующем капитального ремонта. Соседство с общеобразовательной школой тоже оказалось неудачным – ученики массовой школы постоянно бьют окна. По словам завуча, теперь интернат почти наполовину забит фанерой и у администрации появилась еще одна головная боль – слабое освещение.
А в соседней школе-интернате V вида (для детей с речевой патологией), расположенной в деревне Хреново Вичужского района Ивановской области, одна из основных проблем – постоянный холод в здании школы. С декабря по март дети и учителя на занятиях не снимают шубы и едва ли не весь учебный год ходят в валенках. По словам Елены Силиной, учителя-дефектолога высшей категории, если зимой в классе +12°С (при норме +18°С), то это уже считается хорошо. Дело в том, что интернат финансируется из областного бюджета, а местное начальство (сельский совет) не в состоянии выделить деньги на строительство новой котельной. Администрации школы приходится прилагать очень много сил, чтобы выбить средства на ремонт школы, покупку мебели и школьных принадлежностей.
Постоянных спонсоров, способных оказать серьезную материальную поддержку, у большинства коррекционных школ нет. Учителя винят себя: “Просить не умеем”.
Сотрудникам одной из вспомогательных школ Ивановской области мебель недавно передал спонсор – …прокуратура. Их коллегам из областного центра повезло больше: интернату выделили средства на ремонт крыши, покупку холодильника и другой бытовой техники, к лету обещали приобрести микроавтобус.
Как рассказала учитель одной из коррекционных школ Калужской области, несколько лет назад им подарили компьютеры и сурдологопедический тренажер. Местный депутат помогает с покупкой самого необходимого и переводит школе свою месячную зарплату.

От кружевницы до прапорщика

Важнейшая задача специальных школ-интернатов – подготовить ребенка к поступлению в специализированное профессиональное училище. Поэтому в коррекционных школах особый упор традиционно делается на трудовое обучение. На этих занятиях ребята осваивают профессию столяра, слесаря, швеи, картонажника, реже – краснодеревщика, парикмахера. Выпускники школ впоследствии довольно успешно устраиваются на работу или поступают в профессиональные училища, потому что азами той или иной специальности они уже овладели в школе. Безусловно, процесс обучения в школе проходил бы более эффективно, если бы на уроках труда всегда хватало ткани, древесины, швейных машин, станков.
В ряде школ есть подсобные хозяйства: дети ухаживают за животными, получают первые навыки по работе в сельскохозяйственной профессии.
Зачастую на уроках труда преподаватели стараются совместить учебный процесс с удовлетворением потребностей школы. Например, девочки шьют пододеяльники, простыни; учителя в мае полностью обшивают детей для поездки в летний лагерь (нижнее белье, рубашки, платьица, панамки).
У выпускников школы V вида, как правило, не возникает проблем с дальнейшим обучением и трудоустройством, их охотно принимают в различные училища. Например, выпускники одной из школ Ивановской области учатся в экономическом колледже, художественном училище, в ПТУ на парикмахера, швею, краснодеревщика. По окончании училищ ребята получат квалификационное удостоверение, им присвоят разряд и помогут с трудоустройством на предприятии. Иногда родители сами находят работу для своих детей, но это единичные случаи.
В городе Кохма если ребята не устраиваются на работу по окончании 11 класса школы № 70 VIII вида, то они еще год могут жить и работать на базе этой школы. Потом ребят устроят на работу или в училище и в течение года будут их курировать.
В некоторых регионах в специальные учебные заведения принимают только детей-инвалидов (по линии собеса и соцзащиты). Поэтому, прежде чем поступить в эти училища, дети ложатся в больницу и проходят обследование.
С другой стороны, многие родители хотят, чтобы их дети учились не в специальных, а в общеобразовательных ПТУ. Но туда детей из коррекционных школ принимают крайне редко, только если есть свободные места.
По словам Людмилы Редькиной, учителя истории Нижегородской коррекционной школы VIII вида, их выпускники редко сразу идут работать – в основном они продолжают обучение в ПТУ, где есть группы из коррекционных школ. Школа давно сотрудничает со строительными ПТУ № 38 и 39. Там готовят штукатуров-маляров, облицовщиков, каменщиков. Училище № 5 обучает кружевниц. В швейном Рекшинском училище ребята занимаются швейным делом и озеленением. Преподаватели этих училищ с пониманием относятся к ребятам и по возможности даже стараются их трудоустроить.
Трудовые навыки, полученные в школе, ребята потом реализуют в жизни. Так, выпускники школы-интерната VIII вида Калужской области, занимавшиеся народно-прикладным творчеством, теперь работают в художественных мастерских. По словам учителя, “самостоятельно дети не рисуют, но по образцу расписывают очень хорошо – есть дар”.
Учителя-дефектологи считают, что на многих ребят очень положительно влияет военная служба. Поэтому педагоги рады, если их воспитанники сразу после школы идут в армию. Бывают случаи, когда выпускники вспомогательных школ (как правило, V вида) остаются служить по контракту и делают весьма успешную карьеру.
Профессиональную предрасположенность ребенка выявляют в течение всех лет обучения. Во многих коррекционных школах эффективно работают социальные педагоги и психологи. Они проводят диагностику и помогают ребятам лучше понять себя и подготовиться к жизни. Кроме того, основываясь на рекомендациях психолога, учитель может более эффективно работать с ребенком. Преподаватели и воспитатели знают, что нужно делать, чтобы тот или иной ученик был менее возбужденным и агрессивным, более откровенным, общительным.
Учителям специальных школ особенно обидно, когда их многолетняя воспитательная работа не поддерживается в средних специальных учебных заведениях. С детьми-сиротами надо заниматься постоянно: некоторые из них генетически склонны к агрессии, насилию, вредным привычкам. К сожалению, некоторые ребята бросают училища, попадают в тюрьму. У большинства воспитанников коррекционных школ – сложное поведение. Бывают случаи, когда ребята избивают своих более обеспеченных сверстников, тех, кто лучше одет. Вполне можно сказать, что учителя-дефектологи и воспитатели коррекционных школ своей работой сдерживают рост преступности, сокращают количество правонарушений с участием подростков.
Также эффективной воспитательной работе учителей не способствует и современное законодательство. Учителя жалуются: «Когда “плохие” мамы приходят, мы обязаны отдавать им детей, и все наше воспитание идет насмарку». А чиновники постоянно докладывают: “Все меньше родителей лишают родительских прав” – дескать, семья сохранена, но в действительности ее уже давно нет…
По словам дефектологов, от властей они постоянно слышат: “Хотите работать – сохраняйте контингент, работайте хорошо – вас легче закрыть, чем содержать”. В день на ребенка выделяется 90 рублей. Учитывая современные зарплаты и цены, не каждая благополучная, полная семья так содержит своих детей.
Большинство проблем современной коррекционной педагогики связано с недостаточным финансированием. Но это, как известно, беда не только вспомогательных школ.

На семинаре была приведена статистика. Сегодня в России более 1,6 млн детей имеют ограниченные возможности здоровья (это 4,5% от общего числа детей), 658 тысяч – инвалиды. Большинство этих ребят из малообеспеченных, неблагополучных семей, многие из них – сироты или “социальные сироты”. Все они нуждаются во внимании, особенно корректном отношении со стороны взрослых, а также специальной бытовой, учебной и профессиональной подготовке. Очевидно, что будущее этих детей небезразлично тем, кто непосредственно с ними работает – дефектологам, сотрудникам специальных (коррекционных) школ-интернатов, родителям. Возможно, подобные семинары смогут расширить этот круг.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru