Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N74 
 

М.ЛЫКОВ

Сколько вам известно глаголов с проблемными суффиксами?

Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии.

Михайлова С.Ю.
Ключи к орфографии.
М.: Просвещение, 2004

"Ключи к орфографии” – практическое пособие для закрепления и совершенствования навыков правописания. Это новинка, которую положено хвалить, расписывая преимущества книги перед изданными ранее. Мы так и сделаем, но при этом объективно сравним новую книгу с пособиями подобного плана по самым важным параметрам.
Первое: насыщенность материалом.
Сколько нужно упражнений для закрепления той или иной орфограммы? Три–пять – как во всех учебниках по русскому языку – или пять–семь, как в большинстве пособий? Пособие “Ключи к орфографии” предлагает от тридцати до семидесяти в зависимости от сложности темы (например, для закрепления “корней с чередующимися гласными” – семьдесят два). Думается, даже самый непонятливый ученик осознает и дойдет до “бессознательного”, т.е. автоматического, написания проблемной орфограммы. В каждом разделе имеются теоретические сведения (проще говоря, само правило, по которому идет закрепление орфографических навыков).
Второе: диапазон материала.
Охвачены все орфограммы, изучаемые в школе. “Проверяемые гласные в корне” – сквозная тема, остальные поданы в соответствующих разделах.
Третье: дифференциация материала, другими словами, соответствие заданий уровню знаний, способностей и т.д.
Есть задания для тех, кто схватывает на лету, есть для тугодумов. Есть простые задания (с них начинается раздел), есть и сложные. Учитель, зная своих подопечных, сам выберет упражнение каждому по силам и по уму. В книге представлены задания для тех, кто любит подумать над ответом, поискать неординарные решения, и для тех, кто хочет набить руку, потренироваться.
Четвертое: композиция книги.
Она проста и понятна. Вначале – два-три упражнения для определения уровня знаний того или иного правила, затем – само правило, далее батарея разноуровневых (от простого к сложному) и разновариантных (многообразных по установкам и задачам) упражнений. В конце каждого раздела имеются ключи-ответы для проверки точности выполнения заданий.
Пятое: cодержание упражнений.
Все упражнения максимально насыщены теми орфограммами, которые закрепляются в разделе. Сколько вам известно глаголов с проблемными суффиксами -ыва-, -ива-? В пособии их около ста. Сколько вам известно кратких прилагательных с шипящим на конце? В пособии их более пятидесяти: охоч, зыбуч, прыгуч, тягуч, тянуч, линюч и.д. Дойдете до последнего и, разбуди вас, тут же подтвердите, что все они пишутся без мягкого знака.
В пособии мало упражнений с традиционной и почти единственной установкой, характерной для большинства других книг такого плана. Мы говорим об упражнении “вставьте пропущенную букву”. А как ее вставить, если она неизвестна? Методом “тыка”? Зачастую именно так. В “Ключах…” сначала основательно отрабатывается правило, а затем, на последнем этапе, проверяется, усвоилось ли оно, устоялось ли в практике правописания настолько, чтобы легко и просто можно было вставить пропущенную букву.
Шестое: разнообразные установки к упражнениям.
В пособии много заданий. Если установки (то есть то, что нужно выполнить) будут однообразными (“спишите”, “вставьте букву”), то мотивация обучения упадет до нуля, а с ней – и эффективность работы. Механическое, тупое повторение ничего не дает, все быстро забывается. Когда интеллекту дана настоящая пища, работоспособность, подогреваемая интересом, сохраняется долго, степень усвоения растет. Это гарантия успеха. Где работает голова, там материал усваивается прочно и надолго. “Ключи к орфографии” – одно из немногих пособий, которое построено на осознанном, интеллектуальном получении знаний.
Седьмое: контроль за усвоением материала.
Он обеспечен самим содержанием и подкреплен ответами на каждое задание, данными в конце каждого раздела.
Восьмое: адресат книги, ее пользователь.
Не обращайте особого внимания на то, что пособие предназначено для учащихся 7–9 классов. Хотите быть грамотными – пользуйтесь. Поскольку в пособии даны все орфограммы, изучаемые в школе, а задания подобраны с учетом возраста и разноуровневого опыта, то книгу можно использовать и выпускникам (для подготовки к ЕГЭ и просто к экзамену), абитуриентам для повторения курса орфографии без репетитора, простым гражданам, и депутатам, и чиновникам, и всему русскоязычному обществу.
Девятое: самое главное.
При общении с книгой ученик начинает осознавать, что русский язык не только школьный предмет (часто нелюбимый), а живой организм, который развивается по своим законам, нетрудным и логичным, их можно понять, принять и великолепно использовать, наслаждаясь дружбой с таким родным и прекрасным языком. Ведь пособие не только работает на совершенствование орфографических навыков, но и развивает речь в целом, поскольку в заданиях предлагается, например: найти синоним, или антоним, или омоним, или пароним; выбрать слово, наиболее подходящее к контексту, составить небольшой связный текст; определить надобность той или иной синтаксической (ведь все в языке взаимосвязано) конструкции – словом, нырять в русскую могучую, многоводную речь с головой и выныривать, свежим, умным и знающим.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru