Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Екатерина ДОМБ

Мир вам!

Израильская школа глазами учеников

Израиль – удивительная страна, где, несмотря на постоянные политические бури, школа остается островом спокойствия и безопасности. Здесь учителю, который учится чему-нибудь новому, будь то вышивание или игра на саксофоне, обязательно прибавляют зарплату, а детей умудряются учить ласково и терпеливо. И так на протяжении десятилетий, без реформ и модернизаций.

Так похоже на Россию...

Почему я захотела написать об израильской школе? В первую очередь чтобы понять, почему я охотно туда хожу.
Программа очень похожа на российскую, только учатся 12 лет. С одиннадцатого класса начинается профильное обучение, но и до этого можно выбирать более или менее углубленное изучение некоторых предметов. В аттестате указывается не только количество баллов, но и уровень изучения предмета. Система оценок – стобалльная, причем одну итоговую оценку в конце семестра выставляет компьютер по результатам контрольных работ (невозможно сказать, что учитель к кому-то придирается: все претензии – к технике). Другую оценку выставляет учитель с учетом пропущенных часов, поведения на уроке и т.д. Больше внимания обращают на первую.
Школы здесь большие, но младшие, средние и старшие классы учатся отдельно, в разных зданиях. Я в старшей школе, у нас три параллели, и в каждой по десять классов. Оборудование прекрасное: два компьютерных класса, несколько лабораторий, тренажерный зал, бассейн... Кто сказал, что материальное положение – это не важно? Учитель – тоже пример не только всех добродетелей, но и успеха, материального благополучия. Часто можно услышать от ребят что-то вроде: «Хотел бы я иметь такую машину, как у учителя математики!»
Вероятно, это тоже помогает преподавателям переносить все трудности плюс кошмарный акцент бесчисленных иммигрантов. В Израиль постоянно приезжают дети, совершенно не знающие иврита. Проучившись на специальных языковых курсах от четырех месяцев до года (в зависимости от способностей и желания), дети приходят в класс, где учителя должны им объяснить на едва знакомом языке все предметы.

Чтобы никого не обидеть

Самая, на мой взгляд, основная черта израильской школы – это свобода. Она сразу чувствуется, но с трудом поддается описанию. Яркая одежда немыслимых фасонов – это свобода? Ежедневные дискотеки на большой перемене – это свобода? Но в других школах носят форму и танцуют только по праздникам, а атмосфера та же. Похоже, что дело не во внешних признаках, а в совершенно другой системе взаимоотношений между учеником и учителем.
Начало урока. Вместо звонка – музыка от классики до рока, то, что сегодня выбрали. Учитель входит в класс. Шалом («здравствуйте», дословно – «Мир вам»). Ма шломхем («как ваши дела?», дословно – «как ваш мир?»). Обычно это вопрос риторический, положено ответить, что все в порядке. Но если в порядке не все и нужен совет, то можно поговорить с учителем. Учитель садится (чаще всего на стол, а не за стол, так лучше видно). Урок начинается.
Многое из того, что здесь разрешено, у нас сочли бы за грубость, например, можно выйти из класса, никого не спросясь, поставить свою парту в любой точке кабинета, а не “в рядочек”. Ученика принято уважать, и оскорбить, голос повысить совершенно недопустимо. Один из самых соблюдаемых в Израиле законов – Конвенция о правах ребенка.
Вместо общих родительских собраний классный руководитель разговаривает лично с каждым родителем, чтобы никого не обидеть, сохранить личные проблемы в тайне. То же самое с оценками: их никогда не объявляют на весь класс.

Свобода самовыражения

Одна из местных достопримечательностей – «наскальная живопись». В России она располагалась на партах, стенах кабинетов (если удавалось обмануть бдительность учителей) и особенно густо в туалетах. Здесь стены туалетов абсолютно чисты, как и зеркала, сушилки для рук и все остальное. В кабинках туалетов висят постеры знаменитых певцов и групп, приглашения на концерты, плакаты против СПИДа и наркотиков, а иногда – списки тем к ближайшей контрольной. То же самое в спортивных раздевалках – то есть во всех местах, куда не ступает нога израильского учителя.
Стены классов и коридоров покрыты сплошным узором. Большинство надписей – на русском языке. Белят стены несколько раз в год. И снова расписывают.
Основная доля живописи и графики на всех языках, разных степеней приличия приходится на парты. Каждый старается обозначить свою парту как личную территорию. Один мой знакомый нарисовал на парте портреты одноклассниц, получилось удивительно похоже.

Кому что нравится

Если сложить мой личный опыт и мнения тех, кто учится в Израиле с первого класса, то получится вот что.
Ходить в школу хочется всем. Конечно, не все рвутся к знаниям. Кому-то важнее общение, кому-то – оценки. Каждый выбирает свое. Уровнем преподавания, отношениями в коллективе большинство довольны. Ценят то, что школа дает возможность заниматься спортом, искусством, ездить на экскурсии.
Недовольны ребята высокими требованиями, наказаниями за прогулы (это влияет на оценку). Многие предпочли бы учиться пять дней в неделю вместо шести. Есть и такие пожелания: «Пусть запретят писать красным маркером на белой доске: плохо видно. Только синий и черный!»
Израильская школа всех устраивает, но высшее образование хотели бы получить за границей: в Европе, США, Канаде.
Интересно было услышать мнение о российской школе – ведь о ней здесь много слышали от иммигрантов из России. Абсолютно все уверены, что уровень преподавания там на порядок выше, но не могут объяснить, откуда такое убеждение: «Это всем известно!».
На вопрос, хотели бы они сами учиться в российской школе, отвечают, что не смогли бы приспособиться к высоким требованиям. Боятся скуки и строгости.
– Там слишком стараются воспитывать ребенка, у ученика меньше прав, – сказала мне одна из подруг.
– Почему ты так решила?
– Потому что рассказывают об этом те, кто приехал оттуда, да и видно по вашему поведению.

Удачи!

Конечно, в Израиле много разных школ. Есть религиозные, иудейские и мусульманские, есть светская арабская школа «Альмутанаби», в которой у меня уже появились знакомые. Одна из них – Мунайя Неватха из седьмого класса.
– Твоя школа чем-нибудь отличается, например, от моей?
– Только тем, что учимся мы на арабском языке. Но иврит тоже учим и английский. А в остальном – никаких отличий. Наша школа светская, учиться в ней могут все, и христиане, и мусульмане.
– А хотела бы ты учиться в какой-нибудь другой стране?
– Нет. По-моему, Хайфа – самое подходящее место.

Конечно, я учусь здесь недавно. Может быть, мое мнение об израильской школе изменится. А завтра у меня контрольная по истории – получу обычный листок с набранными на компьютере заданиями, и внизу будет написано: «Баацлаха!» (Удачи!). Как на всех контрольных по всем предметам – так тут принято.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru