Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Ксения ТОЛОКОННИКОВА

День школьного психолога

И как только Дом учителя еще не треснул! Удивительно даже. На День школьного психолога прибыли больше тысячи специалистов. И это если не считать студентов.
В Малом зале школьные психологи встречались с Тамарой Федотовой, главным специалистом Министерства образования и науки. Психологи жаловались, что во многих школах у них нет даже своего кабинета. Соответственно – и мебели, и компьютера, методической литературы. Как работать в таких условиях?! Тамара Юрьевна успокаивала, объясняла, что будет делаться в ближайшем будущем для того, чтобы переломить ситуацию. Рассказала о новых и уже успешно продвигающихся проектах.
В Большом зале марафонцы осаждали мастер-класс Марины Битяновой “Работа психолога с классным руководителем”. Для школьных психологов налаживание рабочего контакта с классными руководителями не менее острая проблема. Нехватка стульев в кабинете или отсутствие самого кабинета тут меркнут. Слишком часто психолог становится подчиненным и работает так, как учитель считает правильным и нужным. А нужна ему обычно “правильная организация детей для усвоения учебного материала”. Хотя идеальным было бы сотрудничество психолога с классным руководителем. Вплоть до совместного годового плана работы с учениками.
“Самое лучшее, – подсказала Битянова, – когда психологов в школе несколько, каждый курирует определенные классы, работает только с ними. Появляется возможность ориентироваться на возрастные особенности учеников именно этого класса. Здесь важно, чтобы и классный руководитель, и психолог говорили с детьми на одном языке”. Если учитель воспринимает учеников только как объекты обучения и дисциплинарных взысканий, ему будет мешать психолог. И наоборот: если психолог видит свою задачу лишь в развитии самости каждого ребенка и защите его от учителей, он вряд ли найдет общий язык с классным руководителем. Взрослым надо в первую очередь научиться понимать друг друга.
Вторая часть дня в Большом зале началась с обсуждения современных принципов построения диагностической работы в школе. Этот мастер-класс вела Наталья Семаго. Выявить особенности ученика, пользуясь общепринятой тестовой системой, очень сложно. Ведь чаще оценивают только результат. А нужно еще понять, как он выполняет то или иное задание. В чем у него наибольшие затруднения? В какой момент ему становится скучно? Почему он начинает ерзать на стуле и смотреть в окно? Опять все упирается в индивидуальный подход к каждому ребенку. Тесты этого обеспечить не могут.
В Паркетном зале внимание марафонцев было приковано к психологической развивающей программе “Трудна жизнь подростка”. Татьяна Беглова и Ольга Барчук, сотрудники центра психологического сопровождения образования “Точка Пси”, рассказали, как они работают с подростками. Старшеклассникам предлагают самим выбрать задачи, с которыми им интересно работать. Затем ребята опять же сами придумывают способы осуществления того или иного проекта”.
Специалисты “Точки Пси” считают, что каждый проект нужно доводить до логического завершения. Поделились опытом работы с подобными проектами в разных подростковых группах. Участники марафона довольны: действительно интереснее пообщаться с тем, кто апробировал хорошую теорию на практике, посмотреть, как вышло.
Во время дискуссии “Что такое психолого-педагогическое сопровождение в школе?” были сказаны такие слова: “Нужно открывать ребенку его личный путь развития, сопровождать его на этом пути, а не вгонять в какую-то мифическую норму”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru