Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ 
 

Максим ВЕТРОВ

Спутниковые тарелки – в 15500 школ

Интернет – в 1085...

21 апреля в рамках Российского образовательного форума состоялся круглый стол “Спутниковые каналы доступа к информационным ресурсам системы образования”.
Перед собравшимися выступили начальник Управления информатизации Министерства образования и науки России Андрей Олейник, директор Ресурсного центра обеспечения содержания общего образования Павел Колыхалов, генеральный директор ВУЗТЕЛЕКОМЦЕНТРа Сергей Хоружников.

Все эти специалисты представляют организации, отвечающие за те или иные аспекты обеспечения спутниковой связи: ВУЗТЕЛЕКОМЦЕНТР – за технические, Ресурсный центр – за содержательные, министерство – за координационные.
В прошлом году около 7,5 тысячи школ были оборудованы спутниковыми тарелками. В нынешнем году оборудование получат еще 8000 образовательных учреждений в труднодоступных сельских районах. Сегодня спутниковой связью охвачены школы всех регионов России, за исключением Дальнего Востока, но в нынешнем году планируется решить и эту проблему.
Каковы технические возможности спутниковых каналов связи?
По словам Павла Колыхалова, реальная скорость передачи информации пользователям – 1 гигабайт в час. Впоследствии планируется выйти на более мощные показатели, но не это главное.
Гораздо важнее технических параметров – проблема качества информации, которая транслируется в школы.
Ее отбор происходит на основе запросов самих пользователей и рекомендаций ведущих специалистов в области образования.
Каждый будний день в 17.00 в эфире появляется последняя сводка новостей, один раз в две недели передается учебный видеофильм или электронное учебное издание, а также большой пакет, включающий: последние нормативные документы Министерства образования и науки, информацию по ЕГЭ, в том числе демоверсии КИМов, учебно-методические материалы для педагогов, программное обеспечение для компьютеров, фрагменты образовательного Интернета – например, локальную версию интернет-сайта «Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”» (ресурс Издательского дома “Первое сентября”).
Кроме того, передается информация о заочных профильных школах – при МФТИ, МГУ, МИФИ, Санкт-Петербургском госуниверситете, других ведущих вузах страны. Не стоит объяснять, что эти сведения очень полезны для старшеклассников.
В рассылку входят материалы некоторых педагогических журналов и газет, в числе которых “Семья и школа”, “Вестник образования”, “Учительская газета”, “Первое сентября”, “Детское творчество”.
В разделе “Адреса передового опыта” размещаются материалы образовательных проектов общественных объединений и некоммерческих организаций по поддержке модернизации и развития образования. Так, один из выпусков был посвящен проекту “Сельская школа для всех” карельской региональной общественной организации “Живая деревня”, в другом представлена программа гражданско-нравственного образования для детей, подростков и молодежи “Апельсин” республиканской детской общественной организации Удмуртии “Родники”.
Несмотря на объем и разнообразие информации, не все потребности пользователей удается удовлетворить в полной мере. Некоторые гости “круглого стола” говорили о том, что фонды многих сельских библиотек давно не пополнялись новой художественной литературой. Закупать ее дорого, а по спутниковым каналам можно передавать и классические произведения не хуже чем нормативные документы или демоверсии КИМов по ЕГЭ. Директор Ресурсного центра содержания общего образования Павел Колыхалов пообещал, что обязательно обдумает эту идею, однако предупредил, что транслировать произведения современных писателей очень рискованно, поскольку это идет вразрез с действующим законодательством об авторских правах.
Общий вывод: спутниковые каналы доступа в Интернет – это окно в большой мир информации.
В то же время специалисты отмечали, что спутниковая тарелка является некоторой не самой полноценной заменой Интернета. Это компромиссный вариант для отдаленных сельских районов, которые испытывают проблемы с телефонной связью и не могут оплатить услуги провайдеров.
По словам генерального директора ВУЗТЕЛЕКОМЦЕНТРа Сергея Хоружникова, лишь 5–7% из 15,5 тысячи школ, на которых установлены спутниковые тарелки, могут обеспечить для себя обратный канал доступа в Интернет.
Сегодня Министерство образования и науки несет на себе все затраты, связанные со спутниковыми каналами связи (закупка оборудования, установка, обслуживание, разработка и трансляция электронных продуктов), но государственные ресурсы небезграничны. Пока действует федеральная программа “Развитие единой образовательной информационной среды”, получен заем Мирового банка на информатизацию, но что будет дальше, когда все эти деньги и программы закончатся? Этот тревожный вопрос задавали многие участники “круглого стола”.
Правда, в ответ на это тревожное выступление Павел Колыхалов заверил собравшихся, что в обозримом будущем бесплатное вещание по спутниковым каналам продолжится.
“У меня нет такого ощущения, что государственная деятельность в сфере образования когда-нибудь прекратится, – сказал в завершение дискуссии директор Ресурсного центра содержания общего образования. – Так или иначе, государство будет заинтересовано в том, чтобы в сфере образования всегда происходило что-нибудь интересное и положительное. А инновации надо пропагандировать”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru