Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Илья ЛЕВИН,
кандидат исторических наук

Малые предприятия и великая Россия

В малых предприятиях становится на ноги новая, деловая и предприимчивая личность, главный субъект перемен.
Но самих малых предприятий у нас слишком мало, и число их не растет

Почти все постсоветские годы малое предпринимательство в России пребывает в состоянии анабиоза. С 1993 года его рост прекратился, и с тех пор число малых предприятий (с годовым оборотом до 15 миллионов рублей) остается на отметке ниже 900 тысяч, скорее сокращаясь, чем возрастая, темпами около 1–2% в год. Правда, продолжается рост численности (примерно на 500 тысяч в год) предпринимателей-индивидуалов. По некоторым данным, их уже больше 5,5 миллиона. Весьма вероятно, это означает, что малый бизнес не угасает, а наоборот, набирается сил, но преимущественно в тени. И в том и в другом случае это знаки неблагополучия.
Универсального “эликсира роста” для малого бизнеса не существует, однако, если присмотреться к мировому опыту, можно найти весьма интересные примеры его стимулирования и оптимизации. Все больше распространяется модель “индустриального кластера”. Это концентрация на небольшой территории малых и средних предприятий, принадлежащих к одной отрасли или производящих определенный продукт. Образцами могут служить Силиконовая долина в США, европейский аэрокосмический комплекс Тулузы во Франции или всемирный лидер по выпуску полупроводников – округ Синьчжу (Тайвань). Но, пожалуй, лучше всего о достоинствах таких кластеров говорит итальянский вариант модели.
На среднестатистическом итальянском предприятии заняты 3,9 человека (в промышленности – около 9). Казалось бы, это плохо, поскольку производительность труда на мелких предприятиях заведомо ниже, чем на крупных. Между тем не одно десятилетие Италия находится в середине первой десятки самых развитых стран мира. И ее внешнеторговую экспансию возглавляют не крупные кампании, а именно малые и средние предприятия.
Наиболее конкурентоспособные итальянские товары на мировом рынке: одежда, обувь, мебель, электробытовые приборы, кухонная утварь, ювелирные изделия – производятся по большей части на предприятиях, которые входят в тот или иной кластер. Всего их в стране около 200 – это 40% всех занятых, но 60% занятых именно в высококонкурентных производствах.
Почему? Во-первых, они вовсю используют ресурс так называемого “локализма” – особенности местной истории, культуры, навыков, традиций, ценностей, которые образуют так называемое “неявное знание”. Оно помогает предприятиям гибко приспосабливаться к новым условиям. Во-вторых, тут рождается симбиоз несовместимых как будто понятий: конкуренции и кооперации. Множество объединенных служб скрепляет кластер в целое, сохраняя при этом самостоятельность каждого: у них единые транспортные, маркетинговые службы, они заключают коллективные контракты с научными центрами и беспрерывно обмениваются информацией.
Индустриальные кластеры крайне редко возникают по инициативе государства или крупного капитала. Более того, они часто появляются на волне массовых увольнений или когда государство сворачивает свое участие в какой-то отрасли. Зато огромна роль местного самоуправления, мелких (“народных”) банков, часто инициатива идет от самих предпринимателей, в том числе и из мира науки. Некоторые способны победить в конкуренции индустриальных монстров, некоторые – при прочих равных, казалось бы, условиях – оказываются недолговечными. Почему? Никто пока не может ответить на этот вопрос.

Как, по вашему мнению, изменится материальное положение вашей семьи в ближайший год? (в % к числу опрошенных)

2000

2001

2002

2003

Скорее улучшится
Останется без изменений
Скорее ухудшится
Затруднились ответить

10
39
23
28

14
43
18
25

12
50
19
19

15
41
16
28

Возможны ли подобные кластеры у нас в России?
Итальянцы попробовали: три десятка малых машиностроительных предприятий организованы ими и объединены в такой кластер в Липецкой области, в Екатеринбурге, собираются создать их в Москве и Санкт-Петербурге. Причем на этот раз их создают именно крупные фирмы, используя дешевую рабочую силу и приближая производство комплектующих поближе к основному производству – в Липецке это группа Мерлони, владельца завода холодильников “Стинол”. Таким путем образуются сегодня подобные индустриальные кластеры в Венгрии, Румынии, Болгарии.
Но у нас есть и свои собственные объединения мелких производителей подобного типа, только на них как-то не принято обращать внимание. Вблизи больших городов привычно наблюдать гигантские – счет иногда на десятки тысяч – скопления наделов по шесть соток, на которых горожане возделывают однотипную культуру, клубнику например. Вокруг них кое-где уже начинают ветвиться новые технологические цепочки (транспорт, тара, переработка и т.д.)
И конечно же общие с индустриальными кластерами черты можно обнаружить во многих открывающихся прежде закрытых территориальных образованиях (ЗАТО) и наукоградах, где в советские времена, возможно, уже действовали протоструктуры кластеров – только уродливо ограниченные ведомственной субординацией и колючей проволокой.

Как вы думаете, что ожидает Россию в ближайшее время в области экономики? (в % к числу опрошенных)

2000

2001

2002

2003

Значительное улучшение ситуации
Некоторое улучшение ситуации
Некоторое ухудшение ситуации
Значительное ухудшение ситуации
Затруднились ответить

1
33
21
10
35

1
32
23
8
36

1
28
28
8
37

2
29
21
6
42

Задача в том, чтобы выявить “кластерные отношения” в самых разных хозяйственных средах и формах и помочь им развиться ради укрепления позиций мелкого предпринимательства в экономике и в обществе. Конечно, такие кластеры – не панацея, как не следует и чрезмерно превозносить роль малых предприятий. Тем не менее они могут помочь стране ответить на вызовы современности. Общеизвестно: чем больше в стране предприятий и платящих налоги бизнесменов, тем лучше государству и обществу. Тем обширнее также тот самый средний класс, от становления которого зависит, пойдет ли Россия по пути цивилизованного демократического развития. Ведь средний класс должен состоять не просто из небедных людей (таких у нас, по разным оценкам, 20–25%), но людей энергичных, самостоятельных, наделенных чувством собственного достоинства. А у нас сейчас средние слои почти на девять десятых (86%) состоят из работников по найму, по определению уязвимых для нажима со стороны работодателя, не важно, частного или государственного. И если малый бизнес не будет расти, то доля владельцев собственного дела рискует остаться на нынешней отметке: 8,6% от численности нашего нынешнего среднего класса.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru