РЕЖИССУРА УРОКА
КОММЕНТАРИИ К УРОКУ
Добротный урок позволяет детям выйти за
привычные рамки обыденных ролей и стать
ситуационно выше себя, умнее, сообразительней.
Так же и мы, взрослые, в определенных ситуациях
становимся на голову выше самих себя. И точно так
же, как наши ученики, в одних ситуациях блещем
мудростью, в других – попадаем впросак. В одних –
проявляем чудеса прозорливости, в других –
становимся подслеповаты. А то и вовсе слепнем и
глохнем. Ну так что ж теперь? Делать вид, что все
нормально? Или, наоборот, впадать в уныние?
Учителю важно уметь ошибаться. А это значит не
зацикливаться на своих неудачах и в то же время
не маскировать их. А что делать? Признавать.
Признавать свои ошибки – для того чтобы идти
вперед. И это, пожалуй, чуть ли не самое главное
качество и “блестящих учителей”, и “прекрасных
учеников”.
Наши сегодняшние авторы – не просто учительницы.
Они еще и ученицы: Маргарита Дуплова делает
первые шаги в социоигровой стилистике, а Наташа
Жеребилова учится в аспирантуре. Кстати, ее
научный руководитель – Вячеслав Букатов. Так что
пусть вас не смущает, что в своих репликах по
поводу первых Наташиных впечатлений от работы в
пятых классах мы позволяем себе не только
говорить ей “ты”, но и высказывать довольно
нелицеприятные вещи. Позволяем, потому что верим
в Наташину заинтересованность в деле. Наташа, в
свою очередь, тоже, видимо, доверяет Маргарите
Дупловой, раз не боится “резать правду-матку”,
комментируя ее урок в третьем классе.
Мария ГАНЬКИНА,
Вячеслав БУКАТОВ
Рисунок Н.Кустова к “Рассказам для
маленьких” К.Д.Ушинского, ДЕТГИЗ, 1947
Наталья ЖЕРЕБИЛОВА,
педагог дополнительного образования,
аспирантка 3-го года обучения
Восторги и придирки
На придирки, чур, не обижаться!
Ох и лакома же возможность познакомиться с
опытом коллеги! Иногда не совсем позитивный
интерес возникает: “Ну-ка, ну-ка, посмотрим, чего
там коллеги наколбасили…”. Но когда дело
касается учеников “не своего” возраста, то
любопытство к опыту коллег, мне кажется, более
здоровое и, как бы это выразиться, более
профессиональное.
Текст об уроке чтения в 3 классе попал мне в руки в
виде письма в конверте, то есть в авторском виде:
повезло.
Уважаемая коллега! Послушайте, как
же вы, наверное, выросли (по сравнению с
большинством моих знакомых педагогов)
профессионально, коли на открытый урок решились
вынести социоигровую методику, да еще с подходом
“будь что будет”! Ох, вот чего мне еще не хватает
в наблюдениях, так это безоговорочного доверия
взрослого к ребенку, к группе детей. За это вам
спасибо отдельное.
Запнулась я о кусочек в вашем тексте. Интересно,
почему вы “растерялись”, когда одна из групп
сказала, что без их конца сказка получилась бы? И
почему “вздохнули с облегчением”, когда другая
группа отметила, что получилась бы “сказка без
окончания”? Не потому ли, что детишки дали
“правильный” ответ?
Я, собственно, вот о чем. Из текста вашего
создается впечатление, будто на вопрос о частях
сказки есть определенный ответ, и он есть у вас, и
вы хотите, чтобы дети его угадали. Могу
предположить возмущение любого учителя
литературы после смелого ответа детей: “Как, мол,
так – сказка без конца?! Такого быть не может! А
мораль?!”
Копалась, копалась я в вашем тексте, а ведь там я
так и не нашла хотя бы несколько словечек о том,
как вас дети убеждали в целесообразности и
полноценности короткой сказки. Или детская
инициатива была подавлена на корню? Это было бы
обидно.
Еще цитата из вашего текста: “У остальных групп
ответы были, как я и предполагала”. Дорогая
коллега, а вдруг ребятишки раскусили свою
учительницу и стали “играть в поддавки”, а?
Очень мне понравилось, что отсылаете ребят к
толковому словарю. Однако и тут постигло
маленькое разочарование: отсылаете когда
– сразу на уроке или после урока? И куда
– к книжному шкафу класса или в школьную
библиотеку? Или дома словари должны быть у
каждого?
А считалка – просто блеск! Мои первоклассники
тоже вспоминали: “Мотоцикл, цикл, цикл, все
дороги перецикал…”. Дальше было совсем шепотом,
и, по-моему, считалка ребятам просто не
запомнилась. Но нам с вами в этом случае, кажется,
повезло, потому что дети тоже хорошо разбираются
в том, про что взрослым нравятся считалки, а про
что – нет.
Да что про мотоцикл, что про “козявочки
козлиные” – не вполне “культурные” варианты
детского фольклора, правда? Но именно они
показывают, что детям вполне комфортно рядом с
педагогом.
Очень яркий (хоть и не такой подробный, как
хотелось бы прочитать) получился у вас рассказ о
постановках с разными характеристиками старухи.
Но пусть и в вашем классе свои секретики будут.
А вот ответы на вопрос: “Чему учит сказка?” – в
качестве итога урока меня смутили. Очень даже
любопытно, о чем говорила сказка вашим детям: об
алчности, о жадности, об обмане, простодушии,
глупости, хитрости, справедливости? О чем?
Кажется невероятным, что каждому ребенку из
класса сказка скажет об одном и том же.
А предполагаемая фраза учителя: “Итак, дети,
подведя итог, мы заключили, что сказка учит
доброте, честности и щедрости” – кажется
формальной и по меньшей мере нечестной по
отношению к детям и сказке.
…Да что вы на придирки мои внимание обращаете!
Вон ребятишки ваши даже на перемену не спешат.
Облепили, наверное, вас, смеются, сценки
вспоминают… И коллеги вам завидуют. Так что
молодцом!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|