Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
ВХОД ВСЕМ ПОСТОРОННИМ 

Добротный урок позволяет детям выйти за привычные рамки обыденных ролей и стать ситуационно выше себя, умнее, сообразительней. Так же и мы, взрослые, в определенных ситуациях становимся на голову выше самих себя. И точно так же, как наши ученики, в одних ситуациях блещем мудростью, в других – попадаем впросак. В одних – проявляем чудеса прозорливости, в других – становимся подслеповаты. А то и вовсе слепнем и глохнем. Ну так что ж теперь? Делать вид, что все нормально? Или, наоборот, впадать в уныние?
Учителю важно уметь ошибаться. А это значит не зацикливаться на своих неудачах и в то же время не маскировать их. А что делать? Признавать. Признавать свои ошибки – для того чтобы идти вперед. И это, пожалуй, чуть ли не самое главное качество и “блестящих учителей”, и “прекрасных учеников”.
Наши сегодняшние авторы – не просто учительницы. Они еще и ученицы: Маргарита Дуплова делает первые шаги в социоигровой стилистике, а Наташа Жеребилова учится в аспирантуре. Кстати, ее научный руководитель – Вячеслав Букатов. Так что пусть вас не смущает, что в своих репликах по поводу первых Наташиных впечатлений от работы в пятых классах мы позволяем себе не только говорить ей “ты”, но и высказывать довольно нелицеприятные вещи. Позволяем, потому что верим в Наташину заинтересованность в деле. Наташа, в свою очередь, тоже, видимо, доверяет Маргарите Дупловой, раз не боится “резать правду-матку”, комментируя ее урок в третьем классе.
Мария ГАНЬКИНА,
Вячеслав БУКАТОВ

Рисунок Н.Кустова к “Рассказам для маленьких” К.Д.Ушинского, ДЕТГИЗ, 1947

Рисунок Н.Кустова к “Рассказам для маленьких” К.Д.Ушинского, ДЕТГИЗ, 1947
Маргарита ДУПЛОВА,
учитель начальных классов
Москва

Каша из топора

Тему урока менять не стала: будь что будет…

В нашей школе проходил городской семинар для учителей начальных классов. Я долго думала над темой открытого урока. Очень хотелось показать различные социоигровые приемы работы. Выбрала темой урока русскую народную сказку “Каша из топора”. Потом стала сомневаться в том, что урок получится интересным, потому что, на мой взгляд, сказка немного скучная для третьеклассников. Но тему менять не стала: будь что будет.

Объединились в группы

Урок начала с того, что попросила ребят встать в круг по алфавиту первых букв фамилий. Затем попросила вспомнить четыре фамилии писателей. Ребята назвали Михалкова, Некрасова, Пушкина, Есенина. Объединились в группы.
Позвала по одному посыльному от каждой группы. На столе приготовила для них отпечатанный текст сказки, который разрезала на четыре части и листочки перевернула текстом вниз. Посыльным нужно было выбрать отрывок (один из разрезанных листочков) и рассказать группе, что его нужно выразительно прочитать и догадаться, из какого он произведения.
Выслушав задания, ребята быстро побежали к своим группам, и работа закипела. Не прошло и трех минут, как одна за другой группы сообщали мне дружными хлопками и возгласами хором “Мы готовы!” о том, что первое задание выполнено.

Внимание, занавес!

Выходили отвечать в порядке готовности команд. После того как все ребята сказали: “Приготовились, внимание, занавес!” – группа начинала читать свой отрывок. Каждая команда сама распределила чтение отрывка так, чтобы досталось всем. Кто-то читал цепочкой по предложениям, кто-то – часть по предложениям, часть – хором, а кто-то пытался прочитать свой отрывок по ролям.
Все внимательно слушали друг друга, а после чтения делились своими впечатлениями и делали замечания. Одной команде сказали, что они читали с запинками и не очень выразительно. Другой – что слишком большие паузы (дырки) между словами. Третьей – что не очень дружно. А четвертая команда прочитала очень хорошо и выразительно, всем понравилось.
Затем я попросила команды встать так, чтобы получилась целая сказка. И с этим заданием ребята справились быстро и правильно.

Сказка без конца

Далее я попросила всех занять свои места в группах, открыть учебники на нужной странице, найти свой отрывок в сказке и подумать: получилась бы сказка, если бы не было их отрывка? Я была уверена в том, что все ответят: “Нет, не получилась бы”. И вдруг первая команда отвечает: без нашего отрывка сказка получилась бы. Честно говоря, я растерялась. Спрашиваю: “Почему?” Они отвечают: “Получилась бы, но, правда, стала бы немного короче”. Тогда прошу напомнить, о чем их отрывок. Выясняется, что это окончание сказки.
Обращаюсь ко всему классу: “Вот команда считает, что без их отрывка сказка получилась бы и все, кто прочитал сказку, поняли бы, о чем она. Вы тоже так считаете или у вас другое мнение?” Все молчат, и только Луиза робко поднимает руку: “Сказка получилась бы, но она была бы без конца”.
Я облегченно вздохнула. Вывод сделан. У остальных групп ответы были такими, как я и предполагала. Дети доказывали ответы либо своими словами, либо подтверждали словами из текста.

Непонятные слова

Следующим заданием было найти в своем отрывке непонятные слова и выписать их на доску. Ребята вновь погрузились в обсуждения. Проходя мимо команд, я слышала, как ребята из групп объясняли своим товарищам непонятные слова. В результате на доске оказалось только два слова – толику и сдобрить.
Я попросила придумать предложения с этими словами. Выходит к доске Радик и говорит: “Толику подарили книжку”. Опять мне пришлось выкручиваться. Задаю вопрос:
– С какой буквы написано это слово в учебнике?
– С маленькой.
– А как надо писать слово толику в предложении Радика?
– С большой буквы, потому что это имя собственное.
Дети находят другое объяснение этим словам. Обращаю внимание на толковый словарь – что они могут посмотреть значение слова в словаре.
Далее прошу найти в сказке такие слова, которые встречаются и в других сказках. Дети называют старуху из “Сказки о рыбаке и рыбке”, солдата из “Огнива”, выражение “что за диво” из “Конька-Горбунка”.

Голосом старухи

Следующий этап работы – прочитать сказку голосом старухи. Старухи получились очень интересные. Из всех выбрали Дашу, Наташу и Олега, которые наиболее удачно изобразили голос старухи, и поаплодировали им.
Снова встали в круг, теперь в произвольном порядке. Попросила рассчитаться по считалочке. Элтун вспомнил такую считалку: “Сидел козел на лавочке, считал свои козявочки: раз, два, три – козявкой будешь ты!” Поделились на три группы. Поговорили о том, какая была старуха в этой сказке. По одному посыльному от группы пришли за заданиями. Вытянули одну из карточек (хитрая, глухая, веселая).
Затем я предложила придумать свою сказку, в которой старуха была бы хитрая, глухая и веселая. По желанию предложила инсценировать.
Я даже и не представляла, на что способны мои дети!

Хитрая, глухая и веселая

Они тут же включились в работу. Подходя к группам, я предлагала помощь, но от помощи все отказывались. Единственное, за чем они обращались, – это за реквизитом. Кому-то потребовался платок. Я дала свой шарф. Кому-то – палка. Я нашла. “Нам бы кепочку”, – попросил Элтун. “У меня нет кепки, но я могу дать вам бумагу, ножницы и скрепки”, – ответила я. Ребята взяли и начали сооружать головной убор для солдата. Тут же нашли красный карандаш, на шапке нарисовали звезду. Дарья, видя, что платка больше нет, сняла с себя кофту, надела на голову и подвязала вместо платка.
И вот к доске вышла первая команда (им попалась карточка со словом “веселая”). Звучит: “Приготовились, внимание, занавес!” – и тут выходит Даша с палкой в руках, поет песню: “Во городе, во Муроме, петух подрался с курами...” – и приплясывает. Затем хватается за поясницу и приговаривает: “Ой! Ой! Ой!” А навстречу идет солдат.
– Здравствуй, бабушка. Чего это ты такая веселая?
– Ой, солдатик, так на душе хорошо, легко. Душа поет. А тебя как зовут?
– Петя.
– Пойдем ко мне, Петя. Я тебя напою, накормлю.
Приходят к бабе домой, а она говорит: “Ой, а покормить-то тебя нечем. Но ничего, я тебя квасом напою и блинами угощу”. А солдат отвечает: “Ничего, бабуля, я тебе сейчас кашу из топора сварю”.
Так все было живо представлено, что все зааплодировали.
Выходит следующая команда (у них карточка со словом “глухая”). “Приготовились, внимание, занавес!”
Идет бабка, ее под руку ведет внучка, а рядом мяукает кошка (это Катюша). Навстречу солдат. Он говорит: “Здравствуй, бабушка”.
– А? Чего-чего? (Отодвигает платок от уха.) Не слышу!
– У тебя чего-нибудь поесть будет?
– А? Не слышу! (Внучка кричит ей в ухо слова солдата.) Нет, у меня ничего нет.
– Тогда из топора кашу варить будем, – сказал солдат.
Третьей команде досталось слово “хитрая”. Они не стали инсценировать сказку, а придумали другой конец. Когда солдат сказал, что топор он доварит где-нибудь по дороге и позавтракает, старуха ему говорит: “Ты у меня заночуй, а когда топор доварится, то вместе и позавтракаем”.

Итоги

В конце урока подвели итоги, ответив на вопрос, чему учит эта сказка.
Я поблагодарила ребят за урок. Дети уходить на перемену не торопились. Все остались довольны – и дети, и гости, и я.
После урока одна из учительниц поделилась:
– А у меня вчера была эта тема урока, я посмотрела на эту сказку и... перевернула страницу учебника.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru