Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2004

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

Страсти вокруг реструктуризации сети сельских школ как-то заметно поутихли. Значит ли это, что хотя бы основные проблемы этих школ решились? Вряд ли. Это видно из материалов исследования, проведенного в конце прошлого года сотрудниками Института педагогики и социальной работы РАО. По-прежнему учителей заботит фактическая недоступность для сельских детей серьезного академического образования, хотя мы знаем примеры многих школ, где пытаются эту проблему решить. По-прежнему многие учителя совмещают преподавание совсем, на наш взгляд, несовместимых школьных предметов. А куда деваться – таким способом они стремятся дать детям общее представление о целой сфере жизни. По-прежнему важной составляющей образовательного пространства сельской школы остается детское участие в ведении хозяйства. По-прежнему среди учителей есть те, кто надеется на государство в решении школьных проблем, и те, кто пытается силами местного сообщества вывести детей в люди. Но посмотришь с другой стороны – вот придумали передвижные лаборатории для деревенских детей. Замечательная идея, дающая детям возможность учиться в полную силу, а не только пересказывать учебник. Жизнь в сельских школах течет по-прежнему, да не совсем. Медленно, очень медленно, но все-таки происходят изменения…
Марина ГУРЬЯНОВА,
Татьяна ПАЛЬЧИКОВА

Черный шар для реструктуризации

Сельские учителя не видят в ней никаких плюсов

В январе – октябре 2003 года сотрудниками Института педагогики социальной работы Российской академии образования и профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации в рамках комплексной программы РАО “Системная модернизация образования как фактор социального развития села” на базе 20 сельских районов было проведено комплексное социально-педагогическое исследование “Кадровое обеспечение общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности”. Целью исследования было изучение реального состояния общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, и социально-педагогических проблем сельского учителя для последующей разработки стратегии научной, организационно-педагогической помощи сельским школам. Особое внимание в исследовании было уделено изучению отношения учителей к проводимому эксперименту по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Предлагая материалы исследования на очередной полосе «Сельская школа», мы надеемся, что интерес к жизни деревенских детей и учителей перестанет быть чисто эмоциональным (в диапазоне от восторга до равнодушия) и будет по-настоящему деловым, а люди, влияющие на ход событий, примут работу ученых не только к сведению.

Какие проблемы волнуют сельского учителя?

Опрос респондентов показал: на первом месте среди проблем, тревожащих учителей, стоит проблема сокращения учебной нагрузки. Об этом заявили 31,8% респондентов. На втором месте – проблема отсутствия пополнения педагогических кадров за счет молодых специалистов (13,4%), на третьем месте – большая учебная нагрузка учителей (10,9%), работа учителей-неспециалистов (10%), на четвертом – работа учителей данной школы по совместительству (9,6%), на пятом – отток молодых специалистов из школы (6,7%). Как показал анализ анкет, учителя не ограничились ответами на предложенные вопросы анкеты. Многие из них высказались о волнующих их проблемах в письменной форме. “Учителя с надеждой ждут смены администрации района. Все сокращения расходов осуществляются за счет образования. Нас не считают за людей”. “Тревожит постоянная угроза закрытия школы”. “Тревожит ухудшение обеспечения малокомплектных школ, а если школы сельские маленькие закроют, то село умрет”. “Государство и управление образования учителя поставили на незаслуженно низкую ступень: нет справедливой оплаты труда за этот громадный труд, отношение общества к учителю изменилось в худшую сторону”.
Среди других поводов для учительской тревоги – “никчемные эксперименты Министерства образования, бесправие учителей, нищенское существование школ, отчужденность от школьных проблем органов местного самоуправления; финансовые затруднения в развитии подсобного хозяйства школы, ежегодное сокращение числа детей, сокращение учителей, сокращение классов-комплектов, низкая зарплата и жуткие жилищные условия”. А в одной из анкет настоящий крик: “Очень холодно в школе!”

Сельская школа: доступность и качество образования

Одной из задач исследования было выявление педагогической почасовой (учебной) нагрузки сельских учителей. По результатам исследования, 49,4% сельских учителей имеют одну ставку (18–20 часов); 29,2% опрошенных педагогов – 1,5 ставки; 19% учителей – менее одной ставки; еще 2% имеют две ставки; 0,4% опрошенных – свыше двух ставок. Как видим, каждый третий сельский учитель работает со значительным превышением порога оптимальной учебной нагрузки, иными словами, одна треть учителей сельской школы работают с перегрузкой. Вместе с тем каждый пятый учитель сельской школы не имеет полной учебной нагрузки (18 часов).
Приведем пример загруженности одной учительницы из Городенской школы Конаковского района Тверской области. В школе обучаются 229 человек. Основной предмет, который преподает эта учительница, – русский язык и литература. Совмещаемые предметы – история, трудовое обучение. Выполняемые дополнительные обязанности – классное руководство, заведование кабинетом, проверка тетрадей. Таков типичный объем учебной работы одной сельской учительницы.
Большая учебная нагрузка сельских педагогов – явление, характерное как для крупных, так и для малочисленных сельских школ. Однако трудности большой учебной нагрузки учителя малочисленной школы усугубляются ежедневной подготовкой к разным предметам в разных классах, что ведет к снижению качества преподавания. Уменьшение объемов учебной работы, а значит, невозможность обеспечить учителю полную учебную нагрузку – еще одна серьезная проблема современной сельской школы, требующая серьезных и оперативных мер. Ведь за этим явлением стоит нищенская зарплата учителя, сокращение численности учительских кадров.
В ходе исследования выявлено многообразие вариантов преподавания основного предмета с совмещением преподавания другого. Рассмотрим некоторые варианты. См табл. 2.
В процессе исследования сельским учителям был задан вопрос: “Какие учебные предметы в вашей школе в 2002/03 учебном году вообще не преподаются?” Исследование показало, что в каждой третьей сельской школе (27,5%) информатика как учебный предмет вообще не преподается. В каждой седьмой сельской школе (13%) иностранный язык как учебный предмет вообще не преподается. В каждой тринадцатой сельской школе (7,2%) музыка как учебный предмет вообще не преподается.
Отличительной чертой современной сельской школы становится нехватка учителей-специалистов по ряду предметов, увеличение доли числа неспециалистов в составе педагогических коллективов школ.

Эксперимент, в который не верят

Мнение сельских учителей о результатах эксперимента (в % ответивших)

Таблица 1.

Таблица 2.

Основные предметы

Совмещаемые предметы

Русский язык, литература

История, обществознание
Иностранный язык
История

История

География
Физкультура, ОБЖ
Обществознание, география

Иностранный язык

ОБЖ
Русский язык и литература
ОБЖ и трудовое обучение

Математика

Информатика
Информатика и физика
Иностранный язык
Физика
Информатика и черчение
Музыка

География

История, обществознание
Биология
История, биология, физика
Биология, трудовое обучение

Физика

История
Математика, информатика
Музыка
Окружающий мир, природоведение
Химия
Черчение
Информатика и музыка

Как видно из таблицы 1, в достижение высокого качества образования верят 11,6% респондентов, одна треть сельских учителей не считают, что будет достигнуто высокое качество образования, и еще 59,5% опрошенных затруднились с ответом, фактически уклонившись от него.
Несколько выше оказался процент (17,8%) тех учителей, которые считают, что благодаря реструктуризации сети будет расширен доступ к образованию. Однако каждый третий учитель считает, что проблема расширения доступа к образованию не будет решена в ходе реструктуризации.
В том, что будет повышен престиж и социальный статус учителя, убеждены только 12,7% опрошенных учителей. Не согласны с этим мнением 36,6% респондентов. Затруднились ответить на вопрос о повышении престижа и статуса учителя в результате реструктуризации сети сельских школ 50,7% учителей.
Только каждый десятый сельский учитель (10,9%) считает, что эксперимент по реструктуризации сети сельских школ поможет улучшить материальное положение учителя. Не разделяют этот прогноз 41,8% респондентов. Около половины опрошенных учителей затруднились с ответом на этот вопрос.
А вот как выглядит прогноз результатов эксперимента по реструктуризации сети школ, связанных с укреплением школы кадрами. Фактически каждый пятый сельский учитель считает, что результатом данного эксперимента станет укрепление школы специалистами, что в результате реструктуризации сети школ будет улучшено материально-техническое состояние школы. На то, что будут приобретены современное оборудование и мебель, уверенно ответили 15,9% респондентов (каждый шестой учитель).
Самое уязвимое место в учебно-воспитательной работе сельского учителя – учебно-методическое обеспечение школы. Будет ли оно улучшено в результате реструктуризации сети школ? Каждый четвертый учитель не верит в такую возможность. Более половины (57,1%) опрошенных учителей предпочли не отвечать на данный вопрос.
И последний вопрос, касающийся мнения учителей о результатах эксперимента по реструктуризации сети сельских школ, – об эффективности управления развитием сельской школы. Только 12,2% сельских учителей считают, что в результате данного эксперимента повысится эффективность управления развитием сельской школы. Каждый пятый учитель (20,6%) не убежден в этом. Достаточно большое число опрошенных учителей (67,2%) уклонились от прямого ответа на этот вопрос.
Более активными оказались сельские учителя в оценке негативных последствий эксперимента по реструктуризации сети сельских школ. По их мнению, эксперимент приведет:
– к сокращению числа школ (29,5%);
– к увеличению безработицы (24%);
– к оттоку кадров (12,2%);
– к ограничению доступа к образованию (11,8%).
В числе других негативных последствий эксперимента по реструктуризации сети школ сельские учителя назвали:
– снижение финансового обеспечения школы (8,9%);
– снижение посещаемости учащимися школы (7,7%);
– ухудшение качества образования (5,5%);
– безграмотность детей (1%);
– деградацию села (1%);
– увеличение числа детей без образования (1%).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru