Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
6 АПРЕЛЯ

День учителя географии

География объединяет в себе многие дисциплины: экономику, политологию, историю, антропологию, природоведение, биологию… Изучая географию, школьники развивают качества, значение которых трудно переоценить, – системность мышления, способность видеть самые сложные явления жизни целостно и объемно.

Не случайно День учителя географии начался с серьезного разговора о геополитике. Кандидат географических наук Алексей Кузнецов аргументированно доказал, что глобализация резко усилила экономическую взаимозависимость разных стран и привела к возникновению единого мирового хозяйства. Кузнецов назвал шесть основных критериев, определяющих геополитическую роль стран: экономическую мощь, ресурсный потенциал, внутриполитическую стабильность, гибкую внешнюю политику, военную мощь, здоровье нации. Причем на первое место поставил не природные ресурсы, а человеческие, потенциал которых определяется не столько профессиональной квалификацией, сколько способностью и желанием учиться, совершенствовать свои навыки.
В чем же основные различия работника индустриального и постиндустриального общества? Оказывается, при сравнении их профессиональных установок явно видны три контрастные пары: стандарт – креативность, исполнительность – инициативность, профессионализм в узкой сфере – универсальность. Отсюда важный вывод: сегодня учителю географии надо обращать особое внимание на формирование надпредметных навыков. Обучать ребятишек работать с информацией, справляться с проблемами, быть коммуникабельными. На вопрос “как это сделать?” ответили ведущие мастер-класса “Компетентностный подход в обучении географии” Наталья Маерова и Евгения Демидова.
Многих участников и гостей на марафоне заинтересовала лекция о состоянии дел в производственном секторе. В каких регионах и отраслях наблюдается экономический рост, а в каких – застой? Секреты подробно раскрыла преподаватель географического факультета МГУ Наталья Зубаревич.
От теории перешли к практике. Ведущие мастер-классов, рассказав о своих методических находках, тут же предложили апробировать их. Увлек марафонцев и практикум Дмитрия Заяца и Александра Давыдова. С помощью особой интерактивной карты участники практикума пытались выявить закономерности градостроительства в России.

В Большом зале на ура прошел “Клуб кинопутешествий”. В фильме “Республика Бурятия” перед зрителями во всей красе предстали Байкал и природа Бурятии. Эта кинолента вместе с другими фильмами – об Алтае, Урале, Калмыкии – войдет в серию аудиовизуальных учебных пособий “Географической видеоэнциклопедии”.
На семинаре “Космические снимки на уроках географии” педагоги учились использовать изображения Земли, снятые из космоса, в школьном образовании. Интернет-конкурс работ с космическими снимками “Живая карта” никого не оставил равнодушным.
Многие выступающие не скупились на сожаления по поводу результатов обучения географии в школе. Причины слабого географического образования, по мнению академика РАО Владимира Максаковского, в отсутствии единства среди географов. Разные люди совершенно по-разному видят задачи географии как предмета. Одни считают самым главным в школьной географии страноведение, другие – родиноведение, третьи – природопользование, а четвертые делают акцент на взаимосвязи географии и экологии. Такое разночтение размывает и умаляет значение предмета, мешает педагогическому сообществу изменить наконец нелепое отношение к географии как к чему-то несущественному и второстепенному.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Содержание этого номера

Рейтинг@Mail.ru