Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ 

Ирина ХОМЕНКО,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена
Санкт-Петербург

А в-четвертых, это полезно

Читая ребенку сказку, можно подготовить его к жизни

Оксана. Каким способом можно сформировать у ребенка трех лет социальные навыки? Особенно когда он еще маленький. Или нужно подождать, пока подрастет?

Ирина Хоменко. Социальным обучением можно заниматься рано и на любых примерах – книжных, жизненных, “киношных”. Если посмотреть на любую сказку как на опыт другого человека с точки зрения его безопасности, то лучшего методического материала не найти. Просто надо всегда сказку “расширять” до уровня рефлексии и проектирования моделей, которые потом могут встретиться ребенку в жизни.
Возьмите “Красную Шапочку”. Это ведь живая инструкция по технике безопасности! А “Золотой ключик”? Профилактика финансового мошенничества, не говоря о любовном треугольнике. Очень часто взрослые ограничиваются выводами, заложенными в сказке. Но для полноценного социального развития ребенка полезнее все-таки именно сам процесс, описанный в той или иной истории, то есть то, как и почему события развивались именно так. И какой “вклад” в их развитие внесли те или иные персонажи.
Между прочим, разные дети в одних и тех же сказках идентифицируют себя с разными героями. И этот выбор для родителей – крайне важный “диагностический материал”. Здесь как раз и можно увидеть, насколько ребенок ориентирован на себя, на других или на общественные интересы.
Но самый эффективный способ – это, безусловно, обсуждение с ребенком своих проблем (или проблем ближайшего окружения), которые возникают на работе, с друзьями, в транспорте.
Каким образом можно это делать? На любую проблему хорошо бы смотреть как минимум с двух сторон: “как было” (что произошло) и “как надо было бы поступить...”. Анализируя свое поведение, вы можете научить ребенка прогнозировать действия и заодно получите хороший совет со стороны. Главное – попробовать объяснить ему суть вашей проблемы на понятном ему языке.
Обсуждая эти ситуации с родителями, примеривая их на себя, ребенок формирует образец своего поведения в будущем. Поскольку в стрессовой или неожиданной ситуации человек, как правило, действует автоматически, то модель, заложенная когда-то с вашей помощью, обязательно сработает и выручит ребенка.
Какие плюсы у социально обученного человека?
Я думаю, что их несколько.
Во-первых, он чувствует себя гораздо увереннее в незнакомой обстановке.
Во-вторых, он способен помочь другим – советом, поступком. А помощь другим повышает самооценку.
В-третьих, у него развивается мышление, так как постоянно совершенствуются аналитические навыки.
Ну а в-четвертых, это полезно… вам. Ведь когда родители знают, что их ребенок подготовлен к жизни, они меньше беспокоятся и нервничают.

По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru