ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Прокрустово ложе учебной программы
Школы, работающие с одаренными детьми,
как правило, ценятся совсем не потому, что
помогают развивать таланты...
Может ли быть массовым по-настоящему
качественное образование, особенно в условиях
хронической нехватки финансовых ресурсов и
высококлассных педагогических кадров? Ответ
очевиден. И потому при нищих ресурсах на массовое
качество рассчитывать не приходится. Отсюда
понятен организационный ход про элитное
образование. Чем беднее система образования в
целом, тем более велико искушение создавать
особые, “элитные” учебные заведения, куда можно
было бы направлять усиленные потоки финансовых и
кадровых ресурсов... И вот уже нескончаемые
очереди желающих отдать своего ребенка
непременно в этот лицей, непременно в эту
гимназию... Родители с деньгами готовы стать
спонсорами и попечителями – лишь бы ребенок
учился в известной школе, а учителя и
администрация изо всех сил пытаются собрать под
свое крыло лучших учителей и наиболее успешных в
учебе детей: предлагают различные отборочные
процедуры и стараются вежливо выпроводить тех,
кто оказывается не ко двору. В общем, хорошо
известная и хорошо отработанная в современной
России схема “элитного образования”, постоянно
подкрепляемая пространными идеологическими
рассуждениями про формирование и развитие
интеллектуального потенциала нации.
Вот только один вопрос остается открытым:
насколько действительно хорошо то “элитное”
образование, в которое и государство, и родители
готовы вкладывать дополнительные силы и
средства? Насколько это образование способно
по-настоящему раскрывать творческий и
личностный потенциал вовлекаемых в него
педагогов и учеников? Соответствуют ли вложения
отдаче? Не являются ли разговоры про элитное
образование очередной обманкой, рекламной
оболочкой, под которой скрываются бесконечно
устаревшие педагогические приемы и ценности? И
какова та психологическая цена, которую платят
педагоги и дети за свое пребывание в той или иной
элитной оболочке?
К сожалению, нередко вместо того чтобы решать
непростые задачи по созданию и апробации
действительно нового учебного содержания, такие
учреждения в еще большей степени, чем
обыкновенные школы, оказываются подчинены
жестким требованиям бюрократического контроля и
отчетности.
Кстати, про учебное содержание. Зачастую
разговоры про “фундаментальность образования”,
про связь с наукой, про ориентацию на одаренных,
талантливых детей вступают в противоречие с тем,
что в общем и целом наше образование продолжает
оставаться ориентированным на репродуктивный
процесс освоения готового учебного знания. И
оттого даже в учреждениях, называющих себя
элитными, зачастую царит культ учебного знания, а
вовсе не дух свободного исследования и
творческого поиска. Но не потому, что самим
школам это нравится, а потому, что спрашивают-то с
них не за то, насколько они развивают в своих
учениках способность мыслить и те
многочисленные личностные качества, без которых
невозможна реализация человека в науке и
культуре, а совсем за другое: за развитие в
учениках способности к усвоению учебной
программы! Но ведь дети, по-настоящему одаренные,
творческие, – это дети, для которых освоение
репродуктивного стандарта является зачастую
непосильной задачей. У них совершенно по-другому
устроены мозги.
Вот и получается, что благие намерения, связанные
с желанием “удовлетворить потребность общества
в незаурядных личностях”, разбиваются об общее
устройство нашей школы, по-прежнему
ориентированной на знаниевый стандарт.
Тем радостнее, когда возникает школа
по-настоящему элитная. Школа, создающая условия
для эффективного развития и педагогов, и детей.
Даже если на ней не написано слово “лицей” или
“гимназия”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|