Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N32
 

Алексей МИТРОФАНОВ

Все о городе Самара

Самара – город поволжский, степенный, уютный. Город солидный, респектабельный – не ждите здесь “провинциальных” цен. Все как в Москве, а иногда дороже.
Самара вообще ассоциируется с этакой глухой провинцией только у тех, кто там ни разу не был. Зато слышал песню “Ах Самара-городок”. Песня странная, к Самаре отношения не имеющая. Это никакой не городок, а крупный город
со всеми плюсами и минусами жанра. Того, кто ожидает здесь увидеть этакие Васюки, ждет очень много неожиданностей, и цены, как в столицах, среди них – не самая существенная.
Во-первых, в Самаре есть автомобильные пробки. Самые настоящие, в которых можно простоять и час, и даже больше.
Во-вторых, Самара вписана не только в российские, но и в межнациональные торговые и общепитовские сети. Похоже, здесь есть все, включая главный символ мировой глобализации – “Макдоналдс”.
В-третьих, в городе вовсю идет строительство. При этом строят не какие-нибудь жалкие лачуги, а вполне элитные дома. Особой популярностью среди зажиточных самарцев пользуется Старая набережная. Сейчас она напоминает стройплощадку, но, похоже, через пару-тройку лет она станет одним из символов красивой жизни, этаким Лазурным берегом, только на Волге.
Главное же здешнее богатство – сами жители Самары. Красивые, неспешные, приветливые. И совершенно не провинциальные. По мнению самарцев, центр Вселенной – это именно их город. И они его не променяют ни на Москву, ни на Париж, ни на Нью-Йорк.
В Самаре лучше, чем где бы то ни было. И они это прекрасно знают.

КНИГИ 

Александр Завальный.

Самара со всех сторон

Самара, 2003

«В начале 30-х годов в Самарской драме шел спектакль по пьесе А.Н.Афиногенова “Страх”. На сцене находились блестящие актеры, украшавшие в тот период местную труппу, – Николай Константинович Симонов, Валентин Георгиевич Киселев и Виталий Павлович Мартынов.
По ходу действия к ним вышла исполнительница одной из ролей М.П.Некрасова. Сидевший в кресле Киселев, отличавшийся весьма крупным сложением, должен был встать, как полагается джентльмену в таких случаях. Однако кресло, рассчитанное на менее значительную фигуру, поднялось вместе с ним. Немалого труда стоило актеру стряхнуть его с себя. Это вызвало волны смеха и в зале, и на сцене. Не в состоянии продолжать игру, Некрасова убежала за кулисы. За ней последовал Киселев. Оставшиеся Симонов и Мартынов долго не могли начать диалог. Когда же, давясь от хохота, Мартынов попытался произнести свою реплику, его вставная челюсть с шумом упала на сцену. Он судорожно поднял ее с пола и вставил на место.
В зале началась истерика. Срочно дали занавес».
“Самара со всех сторон” – очередное, разумеется, дополненное переиздание историй, собранных главным библиографом Самарской областной универсальной научной библиотеки Александром Никифоровичем Завальным.
Впрочем, упрекать автора в самоплагиате не приходится – на подобные истории всегда есть спрос.

А.М.Липатова.

Самарских улиц имена

Самара: “Новая техника”, 2003

«Улица Маяковского. Проходит в Ленинском районе. Бывшая ул. Торговая, им. “Известий”, переименована 10 апреля 1940 года в честь выдающегося советского поэта Владимира Владимировича Маяковского…
22 января 1927 г. самарская газета “Коммуна” писала: “Поэт В.Маяковский, как извещают, приедет в Самару в среду, 26 января. В.Маяковский прочтет две лекции”.
Первая встреча с Маяковским состоялась в здании губкома партии. Здесь собрались рабочие, красноармейцы, учителя, студенты, служащие, местные писатели, журналисты. “Коммуна” писала тогда: “Зал губкома переполнен. На эстраде – громадный Маяковский. Голосищем своим, рожденным, чтобы перекликаться с громами, он бросает в зал слова вступительного доклада. Каждое слово, как громыхающий поезд, наезжает в толпу. Большие красные руки взмахивают, мнут воздух пальцами, похлопывают, поглаживают слова, как печник мокрую глину”.
Книги, подобные труду А.М.Липатовой, выходят очень часто. Они, как правило, бывают двух различных типов. Первые содержат только лишь сухие исторические факты, а вторые – еще и любопытные истории, связанные с той или иной улицей, площадью, персонажем. Первые читать неинтересно, а вторые – интересно.
Эту – интересно.


МНЕНИЯ 

“Что касается общества интеллигенции, то я должен сказать, что Самара того времени могла гордиться им, так много в нем было прекрасного. Тут не было ни сплетен, столь обыкновенных в уездных городах, ни враждебных отношений, ни зависти, ни пересудов; все жили мирно, веселились в простоте сердца, не пытались представить из себя дурных копий губернских или столичных, а на самом деле все же французских оригиналов, но жили самостоятельною жизнью истинно образованных людей”.

А.Беляев, декабрист, о второй половине 1820-х годов

“Город расположен на левом берегу, при впадении реки Самарки. Вид на город с Волги довольно красив. Самара очень правильно распланирована. Улицы ее широкие, прямые, но однообразные. Вымощены они жигулевским известняком, который летом дает много пыли. При малейшем ветре пыль эта клубами носится по городу. Главная улица города – Дворянская, на ней самые большие магазины и лучшие здания. Улица пересекает Алексеевскую площадь, посередине которой в саду стоит памятник Александру II. Памятник очень эффектен. На гранитном пьедестале стоит бронзовая статуя Императора во весь рост…
На площади находится губернский дом, окружной суд и лучшие гостиницы города. В конце Дворянской улицы, на берегу Волги, находится городской Струковский сад. В нем много старых громадных деревьев, тенистых аллей. Во многих местах устроены гроты, разбиты цветники, бьют фонтаны. Вообще сад очень красив. Из него на Волгу открывается чудный вид. Против сада на площади находится довольно красивое здание городского театра. От этой площади начинается Саратовская улица, одна из самых больших в городе. Параллельно ей идет Соборная улица, пересекающая Соборную площадь, на которой стоит громадный Александро-Невский собор, окруженный садом. Одна из самых оживленных улиц – Панская; на ней много магазинов. В конце Садовой улицы помещается земская больница со вспомогательными учреждениями, при здании много красивых садиков. Больница занимает громадное пространство. За больницей начинается громадный, так называемый Молоканский сад. В прежнее время весь сад был фруктовый; в настоящее же время большая часть его превращена в дачи.

П.Феокритов, краевед, 1912 год

“Самара… лучший, греховнейший, элегантнейший и благоустроеннейший кусок Москвы, выхваченный и пересаженный на берега Волги. Прямые асфальтированные бесконечные улицы, электричество, трамвай, витрины, кафе, лифты, отели на трех союзных языках с английской облицовкой, книжные магазины и т. д. Дороговизна ужасная”.

Б.Пастернак, поэт, 1916 год


ЛЕТОПИСЬ 

1357
1586
1610
1643
1670
1688
1730
1851
1865
1867
1870
1881
1883
1898
1903
1912
1915
1916
1918
1935
1941
1991

– на пути в Золотую Орду в районе Самарского урочища останавливается митрополит Алексий и предсказывает появление на этом месте города.
– на Волге построена Самарская крепость.
– Самара упомянута в реестре городов царства Московского.
– царь Михаил Федорович пожаловал Самаре четырнадцатипудовый колокол.
– Самара занята войсками Степана Разина.
– Самарской крепости присвоен официальный статус города.
– утвержден первый герб Самары (дикая белая коза на траве в голубом поле).
– образована Самарская губерния.
– в городе открыто первое в стране губернское земское собрание.
– в городе создана первая в стране пенсионная касса.
– открыта учительская семинария.
– основан Жигулевский пивоваренный завод.
– основана “Самарская газета”.
– основана кондитерская фабрика Савинова и Каргина, ныне известная как фабрика “Россия”.
– в городе открыт Пушкинский народный дом.
– в городе открыта механическая хлебопекарня, вторая по счету в России.
– в Самаре пущен электрический трамвай.
– в Самаре построен второй по величине элеватор в России.
– Самара занята чешскими легионерами.
– Самара переименована в Куйбышев.
– Куйбышев становится запасной столицей СССР. В город переводится ряд заводов, министерств, а также иностранные посольства.
– Куйбышев переименован в Самару.



МУЗЕИ 

Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В.Алабина

Ленинская улица, 142

Самарский музей пользуется славой первого в Поволжье. Датой его основания принято считать 13 ноября 1886 года, когда городская дума утвердила “Проект Публичного музея в г. Самаре”, составленный городским головой Петром Владимировичем Алабиным.
В концепцию музея с самого начала была заложена идея создания художественного отдела (наряду с прочими пятнадцатью): “Музей имеет задачей в дальнейшей своей деятельности способствовать развитию эстетического чувства в своих посетителях и воспитанию вкуса их представлением изящных образцов, как произведений искусства и художеств, если не в оригиналах, то в их достойных копиях”.
Так что этот музей можно считать своего рода прародителем Художественного музея.
Кстати, музей существовал и до его официального признания. Курировал его все тот же Петр Алабин. Пользуясь своими связями и статусом, радел о пополнении его коллекции работами известных живописцев. Те в свою очередь ценили внимание городского головы. Айвазовский, например, ему писал: “Вследствие почтеннейшего письма Вашего от 29 минувшего января за № 80, имею честь препроводить к Вам портрет мой, с собственноручною надписью и с небольшим карандашным наброском.
Вместе с тем покорнейше прошу Вас передать Самарской Городской Думе искреннюю мою признательность за лестное внимание к моей скромной художественной деятельности, выразившееся в лестном для меня предложении поставить портрет мой в зале Самарского музея, посвященной Имени в Бозе почившего Императора Александра II, в славное царствование которого я имел честь жить и трудиться, по мере сил, на пользу русского искусства”.
Писал Алабину и Репин: «Милостивый государь, Прошу извинения, что не тотчас ответил Вам на Ваш печатный циркуляр Самарского музея с лестным для меня признанием, что Самарская интеллигенция считает меня своим, до некоторой степени, по моей деятельности, за мою картину “Бурлаки на Волге”».
Переписывался господин Алабин не с одними лишь художниками. Вот, например, послание драматурга А.Островского: “Милостивый государь Петр Владимирович! Приношу глубокую благодарность Самарской Городской Думе за честь, которой она меня удостаивает, и Вашему Превосходительству за лестное письмо, которым Вам угодно было почтить меня. К сожалению, в настоящее время хорошего моего портрета у меня нет, а сняться вновь мне мешает болезнь. Посылаю пока портрет работы Шапиро, впоследствии я постараюсь заменить его более схожим и лучшим по отделке”.
Вот так вот, по крупицам, на одном энтузиазме городского головы и создавался фундамент будущего Самарского музея.
А в 1992 году глава администрации Самарской области поставил подпись под постановлением: “Учитывая ходатайства сотрудников областного музея краеведения, активную поддержку творческих союзов и коллективов, управления культуры администрации области и руководствуясь постановлением Совета Министров РСФСР от 30 сентября 1990 года № 402, постановляю: принять предложение управления культуры администрации области о присвоении имени видного прогрессивного общественного и культурного деятеля Петра Владимировича Алабина (1824–1896 гг.) Самарскому областному музею краеведения и впредь именовать его – областной музей краеведения имени А.В.Алабина”.
Таким образом, музей (впоследствии возвысивший свой статус с краеведческого до историко-краеведческого), что называется, вернулся к собственным истокам. А в 1993 году он был объединен с Самарским филиалом Центрального музея В.И.Ленина и заставил его потесниться – разместил свои экспозиции в здании бывшего Ленинского мемориала. Теперь фактически там размещаются два разных музея. А вход в мемориал все так же украшает старая и добрая статуя Ильича.
Кстати, у музея есть четыре филиала – Музей Фрунзе в Самаре, Музей Ленина в Самаре, Музей Ленина в Алакаевке и Музей истории города Новокуйбышевска.



ИНТЕРНЕТ 

http://www.edc.samara.ru/%7Ekoza/100yearsago.htm

Ах, как хороша была Самара 100 лет тому назад!
Главную улицу города, Дворянскую, можно было сравнить с элегантной красавицей. Одетая с иголочки в новехонькие дома, построенные в самых модерновых стилях столичными архитекторами, с широкими тротуарами, с роскошными магазинами, освещенная электрическими фонарями, она производила впечатление улицы европейского города.
Конец XIX – начало XX века иногда называют “периодом Медичи” в культурной жизни России: небывалый расцвет купеческого меценатства. Именно купцы как социальный слой развивали Самару и сумели поднять ее до губернского города. От “дикости”, жажды наживы и патриархальности русские провинциальные купцы, вчерашние салотопы, потянулись к западному уровню культуры: создавали свои яхт-клубы, ипподромы, музеи и театры, одевались с иголочки, выписывали из столиц и заграниц диковинные мотоциклы и автомобили.
Летом 1904 года Самара дивилась на грохочущий экипаж, двигающийся по дороге без помощи лошадей. К.П.Головкин одним из первых в Самаре купил германский автомобиль “Опель”, который был доставлен поездом.
Сразу произошло первое ЧП. Проезжая по Москательной улице возле ликеро-водочного завода, автомобиль испугал лошадей во дворе. Нагруженные лошади понесли, повозки сталкивались, с телег падали ящики с бутылками. На другой день на основании прошения владельца завода был выписан счет за убытки, который полицмейстер принес Головкину.
Головкину и другим автомобилистам часто приходилось останавливаться и пропускать лошадей. Куры из-под колес не бежали, становясь жертвами наездов. И поскольку Головкин за каждую “жертву” ДТП платил целый целковый, об этом скоро узнали и стали подкидывать под колоса дохлых кур с целью получения компенсации.
Сайт под названием “Белая коза” (имеется в виду коза, изображенная на гербе города) – один из лучших сайтов, посвященных прошлому российских городов. Он не особенно затейлив в смысле оформления и иллюстраций, зато тексты здесь читаются, как говорится, на одном дыхании.

Публикация статьи произведена при поддержке газеты «Самарская стройплощадка». Газета «Самарская стройплощадка» - это выходящее 2 раза в месяц печатное издание, которое содержит самые свежие и актуальные новости и события из мира строительства и недвижимости. Для того, чтобы узнать, где купить газету «Самарская стройплощадка», посетите официальный сайт издания, располагающийся по адресу www.gazetasp.ru. Репортажи и интервью с ведущими специалистами и первыми лицами предприятий и учреждений Самары, позволят быть в курсе последних тенденций развития строительной отрасли и рынка недвижимости.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru