Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ 

Владимир СЕВРЮГИН

Азбука для родителей

ЭАЛЛАН ФРОММ.
АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Пер. И.Константиновой. – Тула: ООО Издательство “Родничок”, М.: ООО “Издательство Астрель”, 2003

ЭАЛЛАН ФРОММ. АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ОНИ ДЕТИ “Самая главная привилегия, какую мы можем дать своим детям, – любовь к родному дому”. Эти слова Аллана Фромма могут быть эпиграфом к его книге “Азбука для родителей”, которая по популярности в мире сравнима с книгой Бенджамина Спока “Ребенок и уход за ним”.
Обычно издания подобного рода опираются или на возрастной подход (последовательное описание развития, взросления ребенка), или на ситуативный подход (описание конкретного случая из жизни, подробный анализ, психолого-педагогические рекомендации). “Азбука” А.Фромма, используя оба подхода, построена в виде словаря-справочника, из которого наряду с такими сугубо научными понятиями, как “адаптация”, “психотерапия”, можно узнать, почему “ребенок говорит неправду”, в чем разница между “непослушанием” и “пассивным сопротивлением” и о многом другом.
Аллан Фромм утверждает, что нет проблемы детей, а существует лишь проблема родителей. И задача книги – дать ответ на сотни вопросов, какие возникают при воспитании детей, и прежде всего на два самых важных: как стать хорошими родителями и как воспитать ребенка, не подавляя его личность?
“Человеческая натура слишком сложна, чтобы можно было обойтись рядом простых указаний по вопросам воспитания ребенка, – пишет Аллан Фромм. – Проблемы, связанные с ростом и развитием ребенка, возникают исподволь, принимают самые различные формы, и мы вынуждены без конца решать именно частные, конкретные вопросы, а их столько, что не хватит не то что одной книги, но и целой библиотеки”.
В этой книге Аллан Фромм в каждом конкретном случае старается объяснить, почему ребенок не хочет есть, чего-то боится, плохо ведет себя. В каждом из случаев можно действовать успешно, только если удастся понять причину поведения ребенка. Например, в статье “Бранные слова”, очень актуальной для наших детей, Аллан Фромм пишет: “Дети усваивают определенный словарь от товарищей по играм и непосредственно от нас, а затем спокойно передают его друг другу. И то обстоятельство, что эти слова нас шокируют, оказывается для детей наилучшим поводом, чтобы повторять их. Им хочется подразнить, позлить нас, потому что им самим приходилось не раз терпеть это от нас, а теперь они просто открыли для себя новое оружие агрессии”. Что же советует Аллан Фромм?
1. Не ругайте ребенка, не угрожайте, что станете ругать, если он будет говорить бранные слова.
2. Объясните ребенку, что говорить бранные слова так же неприлично, как не извиниться в нужный момент.
3. Если случится, что он обронит какое-нибудь бранное слово при посторонних, кратко извинитесь за него и сразу же смените тему разговора.
В статье “Наследственность” Аллан Фромм пишет, что, для того чтобы стать хорошими родителями, о наследственности ничего знать не обязательно. По его мнению, лучше забыть даже то, что нам уже известно, потому что, во-первых, невозможно сделать что-либо, надеясь изменить наследственность к лучшему, во-вторых, очень легко нанести какой-либо вред. “Не следует слишком верить в плохую наследственность, – пишет Аллан Фромм, – до сих пор нет ни одного доказательства, что характер, темперамент и основные черты личности наследуются… Что мы все-таки наследуем? Физический облик? Но он может быть отчасти видоизменен питанием, медицинскими препаратами. Наследуем возможность безумия? Ничего подобного, хотя невропатические родители и способны иной раз до такой степени извести своих детей, что те действительно походят на душевнобольных. Передаются ли по наследству ум и талант? Отчасти, но если их не будут правильно воспитывать и развивать, они быстро зачахнут.
Давайте поэтому считать, что у нашего малыша хорошая наследственность, и забудем все прочее. Предоставим ребенку все возможности проявить и развить свои таланты, честно признаем как его способности, так и их отсутствие. Откроем его талант, не заглядывая в родословную, а стараясь понять, что действительно умеет делать ребенок”.
В очень серьезных и мудрых статьях “Комплекс вины”, “Страхи”, “Тревожное состояние”, “Смерть” автор вместе со своими читателями размышляет о самых сложных проблемах в жизни не только детей, но и взрослых, помогает родителям понять и самих себя и сформировать целостный и объективный взгляд на события, происходящие в жизни ребенка.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru