Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
РОДИТЕЛЬСКИЕ УРОКИ 

Анатолий БЕРШТЕЙН

О чем думает Сизиф

Дети борются с запретами и нотациями, за свободу ошибки и независимость. И эта бессмысленная, казалось бы, борьба очень нужна: и взрослый, и ребенок делают каждый свое дело

Дети уважают и принимают уверенных в себе взрослых.
Фото Е. ЛУШНОВОЙДети не знают сомнений, потому что у них нет еще твердой почвы под ногами, они витают, медленно и незаметно опускаясь на грешную землю. Но скоро и им предстоит начать терять устойчивость: сомнение – естественный удел человека.
Ну а пока? Как общаться с детьми взрослым людям, родителям, учителям, для которых состояние уверенности или сомнения так же естественно, как плохое или хорошее настроение? Ведь уверенность, как муза, посещает редко. Сомнение же парализует на время действие человека, потому что он оказывается в состоянии выбора. Это естественное, как бы промежуточное состояние между тем, во что верил, принимал как данное, потом разочаровался, признал ошибочным, но пока не полностью и не окончательно, и новыми идеями, которые еще туманны и не проверены.
Сомнение – творческий процесс. Человек как бы самоотчуждается, чтобы самоуглубиться, а затем “возвратиться в мир”, чтобы уже осмысленно и позитивно действовать. “Мы живем не для того, чтобы думать, а наоборот, думаем, чтобы жить”, – писал замечательный испанский философ Ортега-и-Гассет. Только сомнение не должно кичиться, что, мол, оно тоньше, чем ясность и цельность. Все зависит от того, насколько сомнение – не на пустом месте и насколько цельность выстрадана, а не просто защитный вариант. Цельная натура, конечно, заслуживает уважения. Но что лучше: быть цельным дураком или вечно сомневающимся, рефлексивным невротиком? Дело вкуса. Дело выбора. (Хотя вероятнее всего – это не наш выбор.)
Тем не менее как во времена сомнений быть взрослому с детьми? Разве не вреден им сомневающийся родитель или учитель? Разве не запутывает он их, не тянет на глубину, где нет дна, порождая ужас в их неокрепших душах?
И означает ли это, что взрослые должны скрывать от детей свои сомнения, не разочаровывать их, не мешать до поры до времени заниматься воздухоплаванием?
“Не оглядывайся”, – было сказано жене Лота. “Не оглядывайся”, – предупреждали Орфея. Это все вопрос веры, а не любопытства. А вера противостоит не неверию, а сомнению. Ребенок должен воспитываться в вере, с устойчивыми ориентирами, с понятной шкалой ценностей, в системе ясных координат. Далее она подвергнется испытанию, вероятнее всего частичному или даже полному разрушению, но это будет происходить по мере взросления, с другой костной и нервной системой, с другим уровнем ответственности. Извечные слова взрослых о прописных предупредительных истинах, которыми они навевают скуку и вызывают раздражение у детей, исключительно важны и, если можно так сказать, полезны. Пусть дети борются с запретами и нотациями, за свободу ошибки и независимость. Эта, казалось бы, бессмысленная и вредная борьба очень нужна: каждый делает свое дело. Если ребенок не будет ребенком, он, как ни парадоксально, останется им во взрослой жизни, со всеми вытекающими последствиями. Но если взрослый не будет произносить своих слов по своей роли, для ребенка не будет вообще никакого трения, и тогда без тормозов он может, так нигде и не задержавшись, попросту пролететь – в буквальном и переносном смысле.
Так что ребенку – ребячье, а взрослому – взрослое… Хотя нам, конечно, можно напрячься и для лучшего взаимопонимания кое-что вспомнить из своего детства, а им в нашу жизнь раньше времени лучше не стоит совать свой нос.
Мне, например, только недавно стало интересно: о чем же думает Сизиф, спускаясь с горы?..


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru