Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ПЛЮС-МИНУС ТВ 

Александр АВДЕЕНКО

Сиди и смотри

Тот, кто устал от зрелищ, на самом деле просто не умеет их выбирать

Что говорить, нет ничего проще и легче, чем ругать телевидение. А чего ругать попусту? Не нравится – не смотри. Так нет же! Будешь мучиться, чертыхаться, а досмотришь до конца. За кого же это они нас принимают? – воскликнешь в праведном гневе. Это весьма устойчивый тип восприятия. Дескать, я-то понимаю, что мне в голову вбивают чушь и пошлость, но что же они делают с другими! А эти самые другие, может быть, тоже все понимают, но их устраивают условия игры. Они с готовностью отдаются во власть телеволн и смотрят то, что показывают.
Вот существует, к примеру, мнение, что весь наш телевизионный прайм-тайм состоит исключительно из сериалов и количество их перевалило за все разумные пределы. Вполне обоснованное мнение – действительно, премьеры следуют одна за другой, и только очень усидчивый зритель способен проглотить и переварить все это обилие перемещений и передвижений героев из разных сериалов, к тому же очень часто воплощаемых одними и теми же актерами. Да, засилье сериалов – такова уж практика мирового телевидения. И мы сами за очень короткий срок научились лудить их не хуже мексиканцев или бразильцев.
Но можно взглянуть и с другой стороны. Последние пару недель самым удивительным на нашем телевидении был, на мой взгляд, кинопоказ. Совершенно беспрецедентная вещь произошла накануне распределения американских “Оскаров”. Первый канал на протяжение нескольких дней показывал американское кино. И не какое-нибудь, вынутое из пыльных запасников, а самое что ни на есть свежее. Конечно, киногурманы посмотрели эти фильмы в кинотеатрах – наверное, ни в одной стране мира, как в нашей, так стремительно не выходят в прокат ленты, премьеры которых только что состоялись за рубежом. Но речь-то в данном случае идет о массовом зрителе, телевизионном, на просторах огромной страны не имеющем возможности посетить новейшие кинотеатры со всеми их наворотами. По причине их отсутствия в большинстве городов, не говоря уже о весях. А тут один за другим фильмы-оскароносцы – прошлогодние победители конкурса американской киноакадемии в разных номинациях. Это и “Часы” с Николь Кидман в главной роли, и “Чикаго”, где Киркоров поет за Ричарда Гира, и “Фрида”, и “Вдали от рая”. Мало того, был еще показан по первому каналу “Фаворит”, номинированный на “Оскара” уже в этом году как лучшая картина. А канал НТВ за несколько часов до церемонии показал “Нашествие варваров”, получившее в результате приз как лучший иностранный фильм. Вот уж большей оперативности не бывает, если учесть к тому же, что и саму церемонию наши зрители могли увидеть в прямом эфире из Лос-Анджелеса, если способны были не спать до четырех утра и дальше – согласно программе вручения премий.
Это подлинное, прямое включение в мировой кинопроцесс, и жаль, если кто-то упустил возможность включиться в него самому, не умея выбирать из телевизионного потока то, что действительно обладает уникальной ценностью.
А канал “Культура”, верный своим критериям отбора для показа самого лучшего, преподнес зрителям под рубрикой “Один год из жизни итальянского кино” такие шедевры мировой кинематографии, как “Мама Рома” Пазолини с Анной Маньяни в главной роли, “Бокаччо-70” Феллини и его же “Восемь с половиной”. Мне кажется, я знаю этот фильм наизусть, но, начав его смотреть не с первых кадров и постепенно включаясь в действие, понял, что смотрю ленту заново, будто в первый раз. Поражаясь, как сумел спрессовать режиссер невероятную полноту отражений внутренних миров людей в общую картину ускользающей действительности. Ускользающей и от героя, и от нас, но волнующей до сих пор, потому что непознанное куда шире прописных истин.
Еще по каналу “Культура” шла ретроспектива фильмов Этторе Сколы. У нас хорошо знают его “Бал”, неоднократно показанный по ТВ, а тут показали “Особый день” с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни – человеческую трагедию на фоне фанфарной встречи в Риме Гитлера и Муссолини. Еще были вне всяких ретроспектив “Бесы” Анджея Вайды и “Лулу” Мориса Пиала. Вы посмотрели все эти фильмы, заметили их в программах или по-прежнему брюзжите, что экран забит сериалами?! Или они вам правда больше нравятся?
На этой неделе на той же “Культуре” закончится ретроспектива фильмов Льва Кулиджанова, многолетнего руководителя Союза кинематографистов, получившего немало шишек от молодых бунтарей в годы перестройки. Началась ретроспектива с последней ленты мастера “Незабудки”, а завершится “Домом, в котором я живу”. Это настоящее кино, с него начиналась та линия правды, которая была потом развита нашими лучшими мастерами. Это надо знать, это надо смотреть, особенно тем, кто только вступает в самостоятельную жизнь. Герои Кулиджанова тоже вступали в самостоятельную жизнь, только планы их перечеркнула война.
Смотреть по телевизору есть что. Было бы желание.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru