Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2004

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ 

Светлана КИРИЛЛОВА

Виталий Гинзбург:
“Нам нужно постепенно сращивать науку с педагогикой”

Московское правительство предлагает внести педагогическую деятельность в список профессий для альтернативщиков

Виталий ГинзбургИмя академика Виталия Гинзбурга на слуху у общественности. Он стал нобелевским лауреатом по физике. Теперь ученый считает своим долгом достучаться до общественного мнения. Его тревожит экспансия лженауки в современном обществе и некорректное преподавание в школах основ православной культуры.
На “круглом столе” в Центральном доме журналиста нобелевский лауреат поделился с журналистами своими опасениями.

– Как вы относитесь к объединению Министерства науки и технологий с Министерством образования? Не потеряют ли от этого и наука, и образование?
– Эта мера кажется мне очень разумной. Соединять науку и промышленность, как это делалось прежде, мне всегда казалось нелепостью. Другое дело – наука и образование. Но проблема в том, насколько хорошо это будет работать. У нас в России образовательная система устроена иначе, чем в западных странах, в Америке, в Англии. Там фундаментальная наука развивается главным образом в университетах, где работают лучшие ученые, у которых есть к тому же педагогические обязанности. Там наука и педагогика слиты. У нас же наука сосредотачивалась в закрытых НИИ. Нам нужно постепенно эволюционировать: сращивать науку с педагогикой и всячески укреплять образование.
– А науку укреплять не нужно?
– Сегодня беззастенчиво рекламируются лженауки. В науке существуют твердо установленные факты. Лженаука начинается не там, где человек высказывает новые идеи в неизвестной области, а когда он выступает против твердо установленного факта. На Западе – в Европе и в Америке – если ученый уличен в фальсификации научных сведений, в публикации фальшивых сведений, это конец его карьеры, он больше не существует как ученый.
– Хотелось бы уточнить: в России ученого, уличенного в фальсификации фактов, невозможно ни дисквалифицировать, ни лишить грантов. Примеров тому множество – хотя бы деятельность в Санкт-Петербургском университете профессора Игоря Фроянова, сочинителя истории Октябрьской революции…
– В Академии наук действует Комиссия по лженауке. Но действительно, никаких мер к людям, которые занимаются лженаукой, применить фактически нельзя. Можно исследовать, вынести решение и объяснить, что с точки зрения науки то или иное сочинение – это бред и поэтому Академия наук денег на это давать не должна. Просто помешать некоторым людям жульничать.
– На недавней встрече с президентом Путиным вы единственный из академиков РАН выступили против преподавания в школах основ православной культуры? Это позиция ученого? Атеиста? Общественного деятеля?
– Я атеист, как вы знаете. Но у нас еще, к сожалению, существует смешение воинствующего безбожия и атеизма. Считать атеиста воинствующим безбожником – это все равно что считать правоверного католика обязательно сторонником инквизиции. Я являюсь атеистом и при этом убежденным сторонником свободы совести. Я сторонник того, что всякий культурный человек, чтобы стать более культурным, не должен пренебрегать религиозными ценностями. Многое и в литературе, и в искусстве не будет понятно, если не знать Библию, Коран и не быть знакомым с историей религии.
Эту информацию, конечно, надо дать школьнику. Но как? Нужно давать ее, не уклоняясь ни в веру, ни в безверие. Для этого есть культурология, обществоведение, история. Но ни в коем случае не основы православной культуры, что сейчас делается. Это возмутительнейшая вещь! Вопрос ставится так: преподавание основ православной культуры дается факультативно. Что в этом безобразно? Допустим, человек не хочет посещать эти уроки и его родители этого не хотят. Но если он не будет их посещать, значит, он даже не будет знать Библии? Это же абсурд. Все ученики – независимо от их желания и мнения родителей – должны ознакомиться с историей религии. А если ребенок той или иной конфессии хочет знать свою религию – пожалуйста, иди в церковь, в мечеть, в синагогу. Это твое личное дело. При чем здесь школа?
– Как вы относитесь к тому, что сегодня российское образование понемногу становится платным и россиянам приходится платить за свое обучение?
– У меня есть правнуки. Моя внучка, которая сейчас живет в Америке, родила близнецов, мальчика и девочку, им недавно исполнилось четыре года. И вот я, естественно, дал ей часть своей Нобелевской премии. Что же она сделала? Она положила их в банк – вклад на обучение детей. В Америке несостоятельные родители – можете поверить, что моя дочка несостоятельный родитель, она живет на зарплату мужа – уже сейчас кладут деньги в банк на эти цели. В такой богатой стране, как Америка, родители заранее заботятся о детях. Но! Платить за обучение детей у нас в стране может ничтожная часть людей. Я считаю, что тем, кто не может заплатить, надо давать официально оформленный кредит.
– После получения Нобелевской премии в вашей жизни многое изменилось. Вы встречались с президентом, вашим мнением интересуются журналисты. Вы почувствовали себя более значительным человеком?
– Мне это скорее в тягость. Я стар. Поскольку меня стали повсюду приглашать, я пользуюсь этим для того, чтобы высказывать свое мнение. Пойди-ка сейчас расскажи, что ты против православия в школах! А я говорю это открыто, стараюсь использовать свое положение не для своей пользы, а для пользы общества, как я ее понимаю.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru