Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Ирина ГЛУШКОВА,
старший научный сотрудник
Центра индийских исследований Института востоковедения РАН

Переосмысление священной коровы

В Индии, как и в России, переписывают учебники истории. И не только новейшей...

Индийцы всегда говорили мне, что осознают особое – внутреннее – родство с русскими. Удивительно схожие процессы, протекавшие в 90-х годах ХХ века в России и Индии, показали, что мудрые индийцы правы. Мы стали переосмысливать свое прошлое одновременно.
В октябре 2001 года главная организация в области исторического образования – Национальный совет по исследованиям и подготовке в области образования издал циркуляр, предписывавший очистить учебники истории для средней школы от ряда пассажей, затрагивающих “религиозную чувствительность”. Из “политнекорректных” учебников истории полетели отдельные фразы, абзацы и целые разделы. При этом авторы учебников не оповещались, а имена чиновников-перлюстраторов не разглашались. Одновременно стали озвучиваться требования, чтобы любые исторические тексты отправлялись на экспертизу к религиозным авторитетам. Надо сказать, что у индусов нет иерархической церкви, подобной христианской. Так что понятие “авторитет” скорее всего будет соответствовать политическому моменту.
Претензии к тем или иным пассажам в уже существующих учебниках обрели в Индии вид судебных исков, студенческих пикетов, демонстраций протеста. Национальная комиссия по правам человека (январь 2002 года) посчитала, что вносимые в учебники изменения затрагивают права детей на свободу получения информации. Проблема изучения истории обсуждалась на заседаниях обеих палат индийского парламента. Некоторые депутаты даже обвинили правительство в “талибанизации” исторических штудий.
Все существующие учебники истории Индии были написаны во время почти 40-летнего правления партии Индийский национальный конгресс (ИНК). В старых учебниках истории всячески подчеркивалась роль существующего с 1885 г. ИНК в обретении Индией независимости. При приходе к власти коалиции Бхаратийя джаната парти, о которой в учебниках по индийской истории не было ни слова, начался пересмотр всех периодов истории Индии – от древнейшего до новейшего. Министерство по развитию человеческих ресурсов, в ведении которого находятся образование, культура и наука, выступило против “евроцентристских” подходов руководителей прежней партии. Министр М.Джоши провел мысль, что в нынешних учебниках истории неверно изложена “руководящая роль” индуизма на протяжении всей истории Индии, недооценены интеллектуальные достижения древней и средневековой Индии. Например, министерство потребовало исключить из учебников истории неопровержимые с научной точки зрения параграфы, где сообщается, что в ведийский период (II тыс. до н.э.) говядина составляла ежедневный рацион индийцев. Сегодня корова, как известно, считается священным животным, матерью индийского народа.
По мнению министра М.Джоши, английские историки с целью укрепления в Индии своего господства внесли лепту в формирование у индийцев “заниженного представления о себе”, с чем необходимо немедленно покончить. Ради этого Археологическая служба Индии усиленно подыскивает несуществующие доказательства того, что протоиндийская цивилизация, датируемая серединой III тыс. до н.э., была создана теми же, кто сотворил ведийские гимны, – индоариями. Это означало бы, что последние были коренным, а не пришлым из Европы (образ врага!) населением Индии.
Вообще в Индии мнение об исторической правде выражают не только профессиональные историки, но и индийские регионы, отдельные конфессии и касты, политические партии. Так, в Западной Бенгалии и Керале, возглавляемых коммунистическими правительствами, уже вышли свои учебники, в которых особенно подчеркивается воздействие идей В.И.Ленина на национально-освободительное движение в Индии. Из 267 страниц “Краткой истории современной Индии для 11 и 12 классов”, изданной в Западной Бенгалии, 40 страниц посвящены описанию российской и китайской революций.
На этом фоне Индийский исторический конгресс (ИКК) – организация, объединяющая историков-профессионалов, несмотря на существующие среди ее членов принципиальные разногласия, активно выступает против политизированного подхода к истории. Историкам в Индии приходится возражать против многого: фальсификации ведийского наследия, превращения мифологических героев Кришны и Рамы в исторических персонажей и даже против преподавания астрологии в качестве университетской дисциплины. Но главное – против поисков “внешнего врага”, который многим нужен, чтобы объяснить причину угасания “золотой эпохи прошлого”. Против шовинизма и мифологизации истории выступили известные ученые Р.С.Шарма, Ромила Тхапар, Ирфан Хабиб, К.Н.Паниккар и Р.Чампакалакшми. Они заявили: “Эксплуатация утопического прошлого – это способ отвлечь внимание от неспособности государства обеспечить лучшее настоящее”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru