Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 72 
 

Надежда ДМИТРИЕВА,
методист по биологии ЦИТУО
г. Москвы
(Центра информационных
технологий и учебного
оборудования)

И для Васи, и для Маши…

Мультимедийные новинки по биологии

Совсем недавно выбор мультимедийных продуктов для изучения биологии в школе был очень скудным. Даже просто качественное совмещение графики, мультипликации, видео и компьютерных моделей в одном продукте представляло большую редкость. Но, как говорится, не было ни гроша, да вдруг алтын. Почти одновременно вышло несколько интересных разработок на дисках от серьёзных производителей. С этими-то новинками мы и постараемся познакомиться и решить, что же нового и интересного они могут привнести в каждодневную практику школьного учителя.
Чуть-чуть насытившись красками изображений и движением моделей, в первую очередь станем обращать внимание на степень биологической грамотности этой столь желанной наглядности, а также сопровождающих и заложенных текстов, удобство справочного и поискового аппаратов, систему контроля, разработанность методических материалов, направленных на поддержку продукта.

Долгожданная «Открытая»…

Открытая биология 2.5. CD-ROM, М.: Физикон, 2004«Открытая биология 2.5» компании «Физикон» http://www.physicon.ru адресована – по замыслу разработчика – учащимся СОШ, лицеев, гимназий, студентам вузов и рассчитана прежде всего на самостоятельное изучение биологии. Курс содержит иллюстрированный учебник, около 800 фотографий, рисунков и схем, порядка 60 интерактивных учебных моделей и почти 600 вопросов и задач для проверки знаний. (Дополнительная информация о продукте http://www.physicon.ru/education.php?sec=products&pg=bio)
Доступный язык и интерактивность, большое количество иллюстраций, простой и понятный поиск, внушительный – более трехсот – список персоналий от Авиценны до Шванна и Шлейдена радуют и порождают желание широко пользоваться этим электронным пособием. Присутствует в изложении и сквозной системный подход, когда основой является сравнительно-эволюционный принцип, не всегда, к сожалению, свойственный современной школьной биологии. Можно найти и много дополнительной информации сверх школьной программы, например, о слизевиках или о современных химерах. Некоторые интерактивные модели своей доступностью и достоверностью вызывают восхищение: такие, как «Фототропизм» или «Развитие побега из почки».
Но увы и ах! – чуть более пристальное внимание к содержанию настораживает. Названия статей учебника и их расположение вызывают множество вопросов: почему бактерии делятся на «полезные и вредные», «водоросли зеленые, красные и бурые» рассматриваются в главе «Царство простейших» и отсутствуют в главе «Растения», систематика некоторых классов – например, пресмыкающихся, представлена со столь глубоко эволюционной точки зрения, что отряд «крокодилы» замаскирован под термин «архозавры», а отряды «чешуйчатые» и «клювоголовые» – под термин «лепидозавры»?
Пристальное знакомство с интерактивными учебными моделями приводит к мысли о том, что лучшее – враг хорошего, и учитель, собравшийся применить эту часть пособия, должен очень внимательно предварительно рассмотреть ту или иную модель и решить, что проще – не воспользоваться ею вовсе или воспользоваться, но потом долго объяснять, как должно быть на самом деле?
Например, в модели «жизненный цикл лягушки» яйцеклетка «раскалывается», а не дробится, у головастика барабанная перепонка почему-то называется «дыхальце», а у только что вышедшего из водоема лягушонка хвост… «втягивается»! Интерактивный атлас человека демонстрирует нам «горло» вместо «гортани», кровеносную систему – без капиллярной составляющей, пищеварительную – без желчного пузыря, а эндокринную систему – почему-то вместе с почками.
Учителю биологии тем не менее этот долгожданный продукт может дать очень неплохой иллюстративный и модельный ряд, который применим фрагментарно при демонстрациях и организации самостоятельной работы учащихся, а также уникальный библиографический материал. Только подходить преподавателю к его использованию надо критически.

Хорошо забытое старое

Уроки биологии Кирилла и Мефодия. CD-ROM, М.: Кирилл и Мефодий, 2002Еще в 2001/02 учебном году широко известная компания выпустила «Уроки биологии Кирилла и Мефодия, 6–7 классы» (http://www.km.ru). Этот продукт был одним из первых по предмету, продолжающим поддерживаемую через портал «Виртуальную школу Кирилла и Мефодия» (http://www.vschool.ru). Цель «Уроков», как её сформулировали разработчики, – предложить базовые знания по ботанике и помочь познакомиться с основными разделами этой науки.
У этого пособия примерно поровну недостатков и достоинств. Недостатки – отсутствие полноэкранного режима и возможности зарегистрировать более 10 учеников на одной машине, работа только с диска, наличие только одного типа контроля – выбор одного правильного ответа из 2–4 предлагаемых текстовых вариантов, невозможность вернуться в определенное место прерванного теста или экзамена. Выполнение сопутствующих уроку заданий нигде не фиксируется и никак не влияет на количество очков, набранных зарегистрированным пользователем.
Достоинства – простой и понятный интерфейс, снабженный по всей оболочке текстовыми подсказками – о последствиях выбранных действий или уточняющих место нахождения пользователя. Хороший справочный аппарат, содержащий отличные от урочных иллюстрации к расшифровываемым терминам и раздел «Указатель», чутко реагирующий на каждую новую букву, вводимую в строку поиска. И конечно же качественный и одностильный подбор изображений и мини-анимаций, многочисленных – от 5 – 6 до 20 – в каждом из 31 тематического урока.
В конце курса предлагается сдать экзамен, который является случайной выборкой из 12 вопросов – по одному на каждую пройденную тему.
Довольно успешно можно использовать этот продукт для объяснения нового материала, сопровождая свой рассказ заданной подборкой иллюстраций, или для первичного «хорового» закрепления на уроке, или для индивидуальной работы с учеником – проболевшим или надомником.
К сожалению, нельзя напрямую воспользоваться набором встроенных иллюстраций, так как механизм экспорта или перемещения не был предусмотрен.
Все лучшие черты уроков по ботанике годом позже были учтены при выпуске аналогичного продукта по биологии человека.
А в конце прошлого, 2003 года в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005)» компанией «Кирилл и Мефодий» была создана «Библиотека электронных наглядных пособий. Биология, 6 – 9 классы». (Она имеет два типа установок – однопользовательскую и сетевую – клиентскую и серверную.)
Это электронное средство учебного назначения, содержащее набор информационных единиц, отражающих объекты, процессы и явления в области биологии в соответствии со школьной программой обязательного образования. Набор мультимедиа-компонентов включает 170 видеофрагментов, 790 рисунков, 130 анимаций, более 1000 кратких текстовых описаний.
Все это богатство находится в модуле, называемом «Хранилище информационных объектов». Поисковая система позволяет найти любой из имеющихся компонентов по 4 типам параметров, учтя при этом не только непосредственное название, но и сопровождающую подпись, тематическое «ключевое слово», фильтры по принадлежности к тому или иному разделу курса биологии, классу изучения и цифровому формату этого объекта.
Кроме «Хранилища» БНП имеет встроенный, совершенно независимый от предустановленного на используемом компьютере программного обеспечения и версии Offise «Конструктор презентаций».
Этот модуль системы позволяет сформировать последовательность наглядных элементов – из имеющихся – по своему усмотрению, снабдив ее текстовым комментарием, выбрав шаблон оформления и режим показа. Можно использовать, целиком или подвергнув редактированию, набор готовых презентаций по 13 темам. Для предварительного просмотра и последующей демонстрации кроме конструктора есть и «Плеер презентаций».
Любой элемент библиотеки – изображение, видеофрагмент, звук, анимационная или 3D-графическая модель, текстовое описание – может быть экспортирован. Сохраняется он в выбранной папке под соответствующим русским названием вместе с файлом описания формата *.txt.
Все перечисленные модули системы объединены «Рабочим столом».
Существует целый ряд библиотек по другим школьным дисциплинам – химии, физике, ОБЖ, истории искусства. При инсталляции на единый сервер или персональный компьютер единый пиктографический режим и единая логика устройства приобретают дополнительное удобство, так как доступны через модуль «Рабочий стол».
К сожалению, и это издание, хотя и в значительно меньшей степени, имеет досадные содержательные и иные ошибки, с трудом поддающиеся исправлению. Если бы встроенная функция редактирования работала при любом типе установки, часть ошибок и неточностей можно было бы скорректировать.
Кроме того, в однопользовательском режиме почему-то не разрешен экспорт объектов в систему, что резко ограничивает возможности применения – ведь довольно часто в московских школах можно встретить не целую разветвленную сеть, а отдельные, не подключенные к локальной сети автоматизированные рабочие места у учителей-предметников и хороший компьютерный класс.
В любом случае «Библиотека» представляет интерес для учителя-предметника, так как позволяет опереться на имеющийся обширный материал, начать продуктивно работать самому и направить деятельность своих подопечных.

Открытая на вход и выход система

Цифровая база изображений.  CD-ROM, М.: Интерактивная линия-ИНТ, 2004Завершает обзор новинок серия «Цифровая база изображений», выпущенная учебно-издательским центром «Интерактивная линия» (http://www.intline.ru) при поддержке Института новых технологий (http://www.int-edu.ru).
По биологии выпущены и уже поступают в московские школы «Ботаника» и «Зоология». Данная программа изначально создана на базе известной серии замечательных атласов по ботанике и зоологии, выпущенной в свет издательством «ЧеРо-на-Неве». Авторы и редактор этих пособий были привлечены и к работе над одноименными проектами «Цифровой базы изображений».
Программа представляет собой симбиоз управляющей оболочки с различными модульными возможностями и комплекта учебных материалов. Каждый комплект включает несколько рубрикаторов: «Содержание», «Систематика», «Тесты», принципы построения которых едины для всей серии (и не только в пределах одного предмета).
«Содержание» представляет весь иллюстративный ряд, структурированный в соответствии с примерным содержанием школьного курса биологии, снабженный поясняющими текстами. При этом каждая иллюстрация представлена в обычном и полноэкранном режиме. Выбранные элементы содержания – иллюстрация, текст или статья целиком – можно добавлять в «Избранное», индивидуально для каждого пользователя внутри оболочки, создавая там свои папки и свободно перемещая материалы внутри них.
«Тесты» имеют два режима: режим тренинга и сдачи зачета. При тренинге доступна проверка. В случае неправильного ответа имеется возможность получить комментарий и набор ссылок на материал, вопрос по которому вызвал затруднение. Сами задания варьируются по следующим типам: выбор ответа из предложенных вариантов, краткий ответ, установление соответствия. Отвечающий может выбирать уровень сложности заданий – базовый или повышенный, а также вопросы в любом порядке.
При сдаче зачета включается таймер. Все ответы вносятся в итоговый протокол, доступный по завершении для последующего анализа по каждому из заданий. Выставляемая оценка вносится в журнал пользователя. Пока зачет не закончен, все материалы из других разделов недоступны. Зачет можно пересдать.
Добавьте к этому превосходный, многовариантный и многоуровневый поиск по словам, словосочетаниям, наборам словосочетаний, только по заголовкам документов или только по текстам. Любой элемент – рисунок, текст, задание тренинга или зачета, отчет, журнал и дневник легко можно распечатать.
Но чем же это издание качественно отличается от всего уже рассмотренного и почему хочется рассказывать о нем столь подробно? Есть модуль «CONSTRUKTOR». В чем его предназначение? Все рассмотренные ранее программные продукты, будучи, несомненно, хороши каждый по-своему, задают жесткие рамки. Их содержания, нет возможности как-либо изменить, учтя особенности отдельного ученика или специфику класса в целом. Ни добавить, ни убавить, ни перестроить что-то внутри себя эти программные продукты не позволяют. Каждый из описанных выше CD до некоторой степени связывает и ученика, и его преподавателя.
Модуль «CONSTRUKTOR» позволяет регулировать и изменять по своему усмотрению содержание и структуру любого из описанных выше встроенных рубрикаторов «Цифровых баз». Изменить можно буквально все! Вас не устраивает систематика питерской биологической школы? Постройте свой рубрикатор содержания, скопировав в него устраивающие веточки вместе с содержимым. Не кажутся оптимальными комментарии к имеющимся объектам? Создайте свои, используя встроенный текстовый редактор, который позволяет быстро и прилично отформатировать текст, поменять цвет шрифта и фона, создать гиперссылку. У вас «продвинутые» биологические классы? Отредактируйте свойства документов, установив необходимые значения. Ваши ученики уже вдоль и поперек проштудировали имеющиеся тесты? Создайте свой набор, выбрав время на решение, количество и тематику вопросов того иного уровня, их балльный «вес», критерии оценки, количество вариантов. (Система позволяет создать и индивидуальный набор, адресованный конкретному пользователю. Уровень возможного разграничения прав доступа разных зарегистрированных пользователей таков, что вы можете для Васи сделать открытым его вариант, а для Маши – ее собственный вариант, полностью учтя все особенности и нужды каждого из учеников.)
Вам доступно не только формирование тренинга и зачета из имеющейся коллекции, но и самостоятельное создание задания. При этом можно выбрать и другие типы формирования вопросов, например, с включением иллюстраций.
И последнее, наверное, самое важное: все эти функции распространяются не только на имеющиеся в системе изначально объекты, но и на любой внешний, какой вы пожелаете включить в базу. Включить, при этом дав ему сопровождающий комментарий, прописав свойства для поиска, указав место в содержании, использовав в тестах. Пока это могут быть рисунки в форматах *.jpg, *.gif и документы в форматах *.txt,*.doc,*.pdf.
Разработчики планируют в ближайшем будущем пополнить эту серию подборкой по биологии человека, встроив в нее анимации, 3D-графические модели и видеофрагменты. При подключении этого вновь созданного модуля к уже установленным ботанике с зоологией все дополнительные по отношению к ним функции станут общими, что позволит добавлять файлы соответственных новых форматов и в старые коллекции.
При этом сама оболочка построена так просто и логично, что нескольких спокойных часов знакомому с компьютером пользователю будет достаточно для ее освоения. В комплекте с дисками поставляется хорошо написанное и пошагово иллюстрированное «Руководство пользователя программы».
Подчеркну лишний раз, что разработчики не вынуждают вас пользоваться модулем «CONSTRUKTOR». Все описанные в начале возможности (без изменения свойств) функционируют в модулях «STUDENT» и «TUTOR». Для их нормальной работы нужна небольшая поддержка модуля «ADMIN». Этому модулю доступны создания групп пользователей, например, классов и учеников в них, формирование уровня их доступа к тем или иным разделам курсов. С модулем «ADMIN» должен работать администратор компьютерного класса, но при желании и сам учитель биологии может с этим справиться.
С точки зрения биолога, любой живой организм представляет собой открытую систему. Эта открытость – необходимое условие жизнедеятельности и выживания отдельного организма и экосистемы любого уровня сложности. В этом смысле хочется назвать разработку центра «Интерактивная линия» живой.
Чуть позже в однопользовательской версии (для ученика) выйдут и поступят в широкую продажу «Ботаника» и «Зоология» (выпускает «Новый диск» http://www.nd.ru). В этой версии не будет конструкторских возможностей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru