Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Дом с видом на школу

Как Европа наводит мосты между образовательными и семейными ценностями

Хорошая школа – это трехстороннее сотрудничество: педагоги, дети и родители. Однако не всегда у родителей есть достаточно возможностей, чтобы активно участвовать в жизни школы. Да и педагоги порой стремятся держать семью подальше, чтобы не вмешивалась в процесс обучения. Не так давно Европейский Совет провел исследование “Место родителей в образовательных системах европейских стран”, где проанализировал формы и степень участия семьи в развитии школы – школы, где учится собственный ребенок, и школы как государственной системы.
Россия в поле зрения ЕС не попала, но каждый из нас может расширить рамки исследования, опираясь на личный опыт, родительский или педагогический.

Хочу и могу

Во всех странах Европы стремятся к соблюдению “естественного права” семьи выбирать условия образования для детей. В первую очередь это выбор школы: государственной, частной, инновационной, религиозной – той, которая соответствует ценностям и материальным возможностям родителей. Особенно строго следят за этим в Бельгии, где принцип свободного выбора школы стал фундаментом национальной системы образования. Если из многих возможностей семья самостоятельно выбрала то, что ей хочется, она по-особому относится к учебе ребенка, к требованиям педагогов. Это уже не вынужденное сосуществование, а настоящее сотрудничество. Похожая ситуация сложилась в Швеции и Великобритании, где право записать ребенка в понравившуюся школу может быть ограничено только отсутствием свободных мест. Отбор детей на конкурсной основе – по знаниям, талантам или еще Бог весть по каким достоинствам совершенно невозможен.
В Испании ситуация менее свободная, тут право выбора есть не только у родителей, но и у школьной администрации. Однако закон оговаривает, что в случае, если семья живет в непосредственной близости от школы или уже обучает в данном заведении одного из детей, директор обязан пойти навстречу и принять всех братьев-сестер. Возможно, поэтому цены на жилье рядом с хорошими школами всегда выше.
В Ирландии, Италии школа сама выбирает себе учеников. В Германии, Люксембурге, Нидерландах и в Австрии в начальную школу берут всех, а вот в среднюю – по результатам учебы ребенка.

Знания – сила

Английская школа считает своей основной обязанностью по отношению к семье ученика предоставление объективной полной информации об организации педагогического процесса и личных успехах ребенка. Программы по всем предметам, результаты любой инспекторской проверки, от санитарного врача до финансового инспектора, решения учительского совета, календарный план – родители могут ознакомиться с этими документами в школе, в Интернете, они регулярно получают от администрации письма, где помимо общих вопросов отражены конфиденциальные (!!!) сведения – об оценках и поведении ребенка (на конфиденциальность этих сведений хочется обратить особое внимание).
В Австрии родители информируются не так подробно, зато действует система “предупреждения об опасности”, оповещающая семью, что у ребенка возникли проблемы с учебой.
В принципе все европейские школы стремятся держать родителей в курсе событий, но чаще это делается бессистемно и зависит скорее от активности преподавателей.

Родители всех стран, объединяйтесь!

Представители родительских комитетов могут контролировать действия педагогов, присутствовать при обсуждении ключевых проблем (выбор программы, методики, решение о проведении экспериментов), высказывать свою позицию на всех уровнях: от школьного совета до заседания в министерстве. Поэтому в Европе много самых разных родительских организаций. Большая часть возникла в начале 70-х. Благодаря их усилиям в 90-е годы появились законы, защищающие права семьи, общества на участие в образовании и воспитании молодого поколения. Правда, пока у родителей в основном право совещательного голоса, но в Австрии, Лихтенштейне и Норвегии они уже могут принимать решения на муниципальном уровне. Сфера их активности – вопросы внутренней организации школьной жизни (расписание, организация внеурочной деятельности), а также вопросы функционирования системы в целом (распределение бюджетных средств, кадровые проблемы).
Родительские ассоциации в Европе устроены по-разному, где-то они более активны и могущественны, где-то менее. В последние годы их деятельность вышла за пределы одного государства. Скажем, возникла Европейская родительская ассоциация (ЕРА). У ассоциации нет ни политических, ни религиозных предпочтений – только забота о повышении качества образования, о том, чтобы мнение родителей было услышано и учтено бесчисленными чиновниками и специалистами, которые уверены, что “лучше знают”, как обращаться с детьми.
ЕРА – самое многочисленное, но не самое старое и влиятельное родительское сообщество. Еще в 1958 году была создана конфеде-рация родительских комите-тов Европейского сообщества. В нее вступают не отдельные энтузиасты, а целые организации. Сегодня их 75 – из 15 стран. Они обмениваются идеями, опытом, помогают друг другу. Представители конфедерации участвуют даже в заседаниях Европейского Совета.
Большие возможности предполагают высокий уровень компетентности. Родителям приходится учиться. Во многих странах действуют постоянные курсы, семинары для родителей, чтобы они могли грамотно осуществлять свои права и действительно помогать детям, а не тешить собственное тщеславие.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru