Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2004

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ 
 

Часто ли мы разговариваем с детьми на темы совсем интимные? Разговариваем ли мы с ними вообще, и доверяют ли они нам настолько, чтобы поддержать столь щекотливый разговор? Вряд ли ответы будут положительными дважды.
И все же очевидно, что говорить об этом придется. Вот только когда и как? И кто должен объяснять детям все, что относится к сексу, и брать на себя просветительские функции?
Михаил КОЗЫРЕВ

Эротика улыбки

Современная визуальная культура учит юного зрителя ненавязчиво и с юмором

Старшее поколение ворчит: слишком часто на экране телевизора мелькает обнаженное человеческое тело. Говорит, что это развращает. Я спросил у очередного поборника строгих костюмов: “А вас лично это развращает?” Он ответил вполне ожидаемо: его, мол, уже поздно развращать. Но дело не в этом, а в том, что ничего эротического на экране я тогда не разглядел. Современная визуальная культура (в первую очередь кино) довольно хорошо разводит понятия.
Например, культовый сериал “Секс в большом городе” выводит межполовые отношения в сферу юмора. В его разговорной части это очевидно. Но и откровенные сцены сняты так, чтобы вызывать смех, хотя там и фигурируют вполне обнаженные тела. Если представить себе довольно большую аудиторию этого сериала, то можно сказать, что испытывающий эротические эмоции зритель тут неадекватен и сериал как раз перевоспитывает его.
Вообще хороший вопрос: о чем думает мужчина, видя обнаженную женщину? Допустим, в ситуациях, не маркированных иначе, он думает о том, о чем вы подумали. Но очевидно, что спектр этим не исчерпывается. На нудистском пляже мужчина разговаривает с женщиной о температуре воды или о последнем романе Марининой. Мужчина-врач, глядя на женщину-пациентку, думает о диагнозе. Нагота, не обращенная к тебе лично и увиденная случайно, вызывает искреннее желание отвернуться.
В одном продвинутом румынском фильме есть такой кадр: женское тело на операционном столе, снятое строго сверху. Нет лица, рук, ног ниже колена. Все интересующее маньяка есть. Но смысл женского тела тут – символ беззащитности. И думается совсем о другом.
Современная культура ненавязчиво и симпатично учит зрителя, что и улыбка, и движение бровей тоже могут быть эротичными. И эта нюансировка способствует взрослению подростков. В подростке борются стремление к познанию и стыд. И стыд, и интерес носят слишком размашистый, неточный характер. Я считаю, что детство хорошо тем, что вовремя кончается. Поэтому, во-первых, стремление к взрослой жизни лучше, чем ее отрицание. А во-вторых, взрослая реакция здоровее подростковой. То есть взрослый не тот, кто пошлит насчет женщин. Взрослый – это добровольная ответственность.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru