Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ N102 
 

Наши консультации

На вопросы отвечает экономист Владимир МАЛЮТИН:

Работаю в школе, где есть свой бассейн, провожу уроки плавания, входящие в обязательную программу по физической культуре. По форме, методике и продолжительности – это обычный урок по расписанию. Приняли меня на работу тренером, но сейчас в штатном расписании в общеобразовательных школах ставки тренера-преподавателя нет. Меня перевели на ставку инструктора по физической культуре с нагрузкой 30 часов в неделю. Суть работы не изменилась, а моя нагрузка увеличилась с 18 до 30 часов в неделю. Инструкторская работа не соответствует той работе, которую я выполняю (одна, без учителя физической культуры). За работу в должности инструктора мне не идет педагогический стаж. Можно ли ставку инструктора приравнять к учительской ставке? Можно ли ввести ставку тренера-преподавателя? Есть ли такой закон или какие-то нормативные документы?
Дело в том, что в настоящее время должность тренера-преподавателя устанавливается в школах спортивного профиля (учреждениях дополнительного образования), а в общеобразовательных школах вводятся должности инструктора по физической культуре. Однако при этом меняется и содержание работы. Вы пишете, что «суть работы не изменилась» – это методическая недоработка. И тренер-преподаватель (разряды 6–14), и инструктор по физической культуре (разряды 6–13) относятся по классификации к специалистам учреждений образования, т.е. к педагогическому составу. Продолжительность рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений установлена постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 (см. «Документы» № 95). Соответственно педагог, занимающий должность инструктора по физической культуре, обладает всеми правами и несет все обязанности как педагогический работник. Об этом сказано во всех действующих документах.

Я в период с октября 1989-го по апрель 1994 г. работала преподавателем в школах Западной группы войск. Прошу дать разъяснение: являлись ли школы Западной группы войск государственными образовательными учреждениями? С какого времени начали работать школы в ГДР? Ведомственная подчиненность школ? Разъяснение нужно для назначения трудовой пенсии по старости. Прилагаю копию трудовой книжки, ответ прошу выслать по (указывается домашний адрес).
Советские школы для обучения детей советских граждан (детей военнослужащих и вольнонаемных гражданских сотрудников) начали вводиться с момента создания Советской военной администрации в Германии, т.е. с 1945 года. Позднее они перешли в ведение Отдела школ командования Западной группы войск. Подчинялись эти школы, как и все учреждения образования за границей, Министерству просвещения СССР. Сейчас архивы этих организаций находятся в ведении Министерства образования РФ. Для получения справки с печатью, необходимой при назначении пенсии, следует обращаться в министерство.
Мы неоднократно писали, что газета – орган массовой информации и наши индивидуальные ответы, если мы их будем посылать нашим читателям по домашним адресам, решения вопросов не ускоряют. Более того, получив наш ответ, читатель будет вынужден пройти весь путь заново: ему нужна юридически оформленная справка, а газета не является юридической консультацией. Наша задача, цель нашей работы – указать, где может находиться искомая информация. Что мы и делаем.

На вопросы отвечает Дмитрий РАСТИМЕШИН:

Какими нормативными актами регулируется предельная нагрузка на школьного библиотекаря за ставку заработной платы?
Важнейшим документом, регламентирующим деятельность школьных библиотек, являются Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, утвержденные постановлением Минтруда РФ № 6 от 3 февраля 1997 года. Указанные нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, предназначены для определения штатной численности работников библиотек, планирования работ и выдачи нормированных заданий, рекомендуются для применения в библиотеках независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе и для школьных библиотек. В основу разработки норм времени на работы, выполняемые в библиотеках, были положены данные изучения и анализа законодательных и нормативно-методических документов, регламентирующих деятельность библиотек, нормативные документы библиотек и информационных учреждений РФ, Положение о порядке разработки нормативных материалов для нормирования труда, статистические данные, результаты фотохронометражных и моментных наблюдений, экспертные оценки. Нормы установлены на следующие направления деятельности работников библиотек: комплектование и учет библиотечного фонда; библиотечная обработка документов; обеспечение сохранности фонда; обслуживание читателей и межбиблиотечный абонемент; массовая, справочная и информационно-библиографическая работа; перевод и переработка печатных текстов с иностранных языков на русский и с русского на иностранные языки; исследовательская, методическая и научно-организационная работа; редактирование рукописей; работа по организации труда и управлению. Нормы учитывают особенности работы в автоматизированном режиме. Нормы времени установлены в часах на единицу измерения. На работы по разработке программ, методик, библиографических пособий за единицу измерения принят один документ или один авторский лист. В нормах учтено время на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности в размере 10% от оперативного времени. В ряде случаев к нормам времени приведены поправочные коэффициенты. В приложениях к указанному постановлению приведена таблица для определения авторского листа в печатных знаках и пример расчета численности работников библиотеки.

Кто и каким решением уполномочен поменять статус школьной библиотеки на статус медиатеки? Обязательно ли при этом меняется штатное расписание?
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 32 ФЗ «Об образовании» установление структуры управления деятельностью, штатного расписания, распределение должностных обязанностей относятся к исключительной компетенции образовательного учреждения. Однако на практике указанное решение директор школы не примет никогда без согласования с учредителем, а с июля 2003 года – с органом управления образованием субъекта РФ, так как финансирование заработной платы отнесено теперь на уровень региональных бюджетов.
Безусловно, указанное изменение статуса или даже простое переименование библиотеки в медиатеку повлекут утверждение нового штатного расписания с новыми названиями должностей работников теперь уже медиатеки.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ место работы (с указанием структурного подразделения), наименование должности, специальности, профессии являются существенными условиями трудового договора, об изменении которых работодатель обязан предупредить работника не позднее чем за два месяца до их введения.

Обязательно ли для директора школы установление подчиненным доплат и надбавок стимулирующего характера?
Основанием для планирования образовательным учреждениям средств на надбавки стимулирующего характера и доплаты по-прежнему является распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.92 № 1037-р, в соответствии с которым эти средства не должны превышать 25 процентов фонда оплаты труда.
Перевод работников бюджетной сферы на условиях оплаты труда по ЕТС не может служить основанием для прекращения планирования образовательным учреждениям средств на надбавки и доплаты, так как разряды оплаты ЕТС отражают только уровень квалификации работника или сложность выполняемой работы.
Учитывая, что в конце 1992/93 учебного года вопросы, связанные с установлением доплат, надбавок и других стимулирующих выплат, передавались на решение непосредственно в учреждения бюджетной сферы, Минобразования России в письме от 09.04.93 № 67-М предложило органам управления образованием планировать средства на эти цели в том же соотношении и при тарификации на последующие учебные годы.
Указанное письмо Минобразования России, в котором давались рекомендации по их установлению и планированию расходов после отмены Минтрудом России ранее действовавшего порядка, сроками действия не ограничено.
Поэтому в связи с отменой конкретных размеров доплат для удобства планирования расходов на эти цели для каждого учреждения должно быть установлено в процентах соотношение:
– тарифного фонда (т.е. фонда на оплату работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных: повышения ставок (окладов) за работу в сельской местности, за работу в учреждениях для детей с отклонением в развитии или нуждающихся в длительном лечении; доплат за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.п.);
– и надтарифного (дополнительного) фонда (на установление надбавок за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда, а также на оплату дополнительных видов работ, т.е. доплат за: классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и другую дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работника), который не должен превышать 25 процентов фонда оплаты труда.
Если образовательные учреждения имели право на максимальный надтарифный фонд (т.е. 25% фонда оплаты труда), то на тарифный фонд будет приходиться 75% фонда оплаты труда.
При повышении ставок заработной платы и должностных окладов фонд заработной платы, включая надтарифный, должен индексироваться на коэффициент повышения.
Указанная позиция высказана в том числе в письме Минобразования РФ от 3 марта 1995 года № 16-М «О формировании средств на установление доплат и надбавок работникам учреждений образования».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru