Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2004

Первая тетрадь. Политика образования


УЧИТЕЛЬСКИЕ ДЕНЬГИ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Отмена ЕТС: учителям нужно держать карман шире?

Единая тарифная сетка (ETC) действует с октября 1992 года. Сегодня в ЕТС насчитывается 18 разрядов. Принцип исчисления зарплаты конкретного работника прост: чем сложнее его труд и выше квалификация, тем больше денег он получает. Единые для всей страны ставки ЕТС используются правительством для расчета финансовой помощи регионам, которые не могут самостоятельно расплатиться с бюджетниками – врачами, учителями, библиотекарями…
Однако правительство уже готово отказаться от этой удобной для себя схемы оплаты труда.
«ЕТС не позволяет учитывать особенности деятельности отдельных категорий работников различных отраслей бюджетной сферы, не способствует и не создает у них заинтересованности в повышении результативности труда», – говорят правительственные чиновники.
Взамен ЕТС предлагается ввести в каждой отрасли свою, особенную систему оплаты труда. Тогда, по логике экономистов, чтобы повысить зарплату учителям, не надо будет одновременно повышать ее и всем остальным бюджетникам. В рамках ЕТС можно было действовать только так.
Однако есть и другие причины, по которым правительству выгодно реформировать ЕТС. Во всех вариантах реформы, которые предлагает Министерство труда, государство гарантирует учителям зарплату в 600 рублей. Остальное должны платить регионы. Повышение зарплат планируется проводить тоже из региональных бюджетов.
Удастся ли создать приемлемый вариант отраслевой системы оплаты труда или отмена ЕТС, запланированная на 2005 год, ничего не изменит для миллионов российских учителей?

Больше минимума. Но ненамного

На прошедшем в январе 2004 г. в г. Тюмени Всероссийском совещании, посвященном реформе экономических отношений в сфере образования, министр Владимир Филиппов подчеркнул, что общесистемной проблемой в отрасли является не просто низкий уровень заработной платы, а ее неудовлетворительный рост по отношению к средней зарплате в промышленности и к прожиточному минимуму.
В 1999 году среднемесячная зарплата в сфере образования составляла 88,3% от прожиточного минимума, в 2003-м – достигла 138,5%. То есть на невеликий продуктовый набор и простую одежду педагоги теперь зарабатывают.
Если же сравнить учительскую зарплату со средним заработком в промышленности, картина получится невеселая. В 1999 году педагоги получали 48,1% от средней зарплаты в промышленности, в 2003-м – 50,2%. И это несмотря на две индексации – в 1,89 раза в декабре 2001 г. и в 1,33 раза в октябре 2003 г.

Маленькое ноу-хау

Главный тезис концепции правительства–Минтруда, разработанной еще в 2002 году, – введение в каждой отрасли (образование, здравоохранение, культура) своих систем оплаты труда. И все бы хорошо, если бы не одно маленькое ноу-хау реформаторов. Они решили, что при определении ставок и должностных окладов субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления должны ориентироваться на собственные финансовые ресурсы, на местный прожиточный минимум.
В качестве единственной федеральной гарантии был установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который на сегодня составляет 600 рублей.
Введение в действие отраслевых систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, намечалось на 1 октября 2003 года.
С этого времени предлагалось повысить оплату труда в среднем в 1,33 раза.
14 января 2003 г. в Госдуме прошли парламентские слушания “О проекте концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы (в части образования)”.
Профсоюзы и все депутатские фракции – левые, правые, центристы – единым фронтом выступили против концепции Починка. Документ был заклеймен как “антисоциальный, антипедагогический, антиобщественный”.
Было решено, что введение отраслевой системы оплаты труда нельзя рассматривать в отрыве от финансовых и правовых вопросов. Это должна быть комплексная реформа, включающая пересмотр межбюджетных отношений, установление обязательных федеральных гарантий по всем ставкам и окладам, увеличение фонда оплаты труда учителей как минимум в два раза.
К лету разговоры о реформе оплаты труда – по крайней мере на общественно-политическом уровне – затихли, переместившись в рабочие кабинеты чиновников.
с 1 октября 2003 г. заработная плата работников бюджетной сферы была увеличена в среднем в 1,33 раза в рамках действующей ЕТС. Благостояние работников образования особо не изменилось. По оперативной информации Министерства образования и аппарата Правительства РФ, объем задолженности по статье “Оплата труда” на конец 2003 г. составил 923 млн рублей.
В декабре минувшего года в СМИ промелькнуло сообщение о том, что министр труда и социального развития Александр Починок, выступая перед сенаторами в Совете Федерации, рассказал о подготовленном его ведомством законопроекте “Об оплате труда работников бюджетных учреждений в Российской Федерации”, который носит “согласованный характер”.
В Министерстве образования на различных коллегиях также можно было услышать информацию о том, что Министерство труда разработало “новый законопроект”, а какой именно, не уточнялось. Непосвященные могли тешить себя иллюзиями о том, что Починок и К° провели необходимую работу над ошибками.

По новому кругу

О том, что происходит на самом деле, рассказал участникам Тюменского форума секретарь по экономическим вопросам Профсоюза работников народного образования и науки Владимир Лившиц: «Все, против чего педагогическая общественность боролась в прошлом году, повторяется по новому кругу».
Суть изменений, как сказано в пояснительной записке к закону, – в отказе от федеральных гарантий оплаты труда, за исключением МРОТ (600 рублей).
Да, Министерство труда предлагает повышение в 1,5 раза, но с оговоркой: на федеральном уровне регулируется объем и условия оплаты труда в образовательных учреждениях федерального подчинения, на региональном – регионального, на муниципальном – муниципального, исходя из возможностей местных бюджетов.
«Поэтому повышение в 1,5 раза может быть продекларировано, но не подкреплено ассигнованиями в дотационные регионы, и фактически это будет провокацией по отношению к субъектам Федерации и муниципалитетам», – убежден В.Лившиц.
Предполагается, что новый законопроект Министерство труда будет рассматриваться на заседании правительства в феврале и уже в марте поступит на обсуждение в Госдуму.
По какому сценарию будут развиваться события в нынешнем году?
Как поведет себя Дума нового созыва без правого крыла и с ослабленным левым, предсказать сложно. Что же касается Министерства образования, то оно пока действует в одной упряжке с профсоюзами, хотя и оглядывается с опаской в сторону правительства. Но если по стране прокатятся акции протеста, как это было в минувшем году, остаться над схваткой чиновникам навряд ли удастся.

Министерский вариант

В свое время Министерством труда был предложен законопроект, разработанный Министерством образования совместно с профильным комитетом Думы. Он предусматривал государственные гарантии по всем ставкам и окладам, но чиновники ведомства даже не предложили его как альтернативу.
Невзирая на политические интриги, экономисты Министерства образования продолжают работу над своим вариантом отраслевой системы оплаты труда.
Согласно этому проекту базовые размеры ставок (окладов) устанавливаются в зависимости от уровня образования педагога. За единицу измерения принимается среднее полное общее образование – 900 руб. Эта сумма умножается на коэффициент, соответствующий тому или иному уровню образования: например, начальному профессиональному образованию соответствует 1,1, диплому “Бакалавр” – 1,5, “Магистру” – 1,6.
МРОТ устанавливается для работников, не имеющих за плечами одиннадцатилетки и занятых неквалифицированным трудом.
Предполагается, что с ростом МРОТ должны увеличиваться все остальные базовые ставки и оклады. Его величина в идеале должна достигнуть хотя бы 80% от прожиточного минимума (средняя величина прожиточного минимума по стране в 2003 г. составила 2047 рублей.
В новой системе оплаты труда три группы должностей.
К первой, самой низкооплачиваемой группе, отнесены педагоги-психологи, социальные педагоги, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, старшие вожатые, инструкторы по физической культуре.
Высшая группа – мастера производственного обучения и преподаватели, работающие по программе начального и среднего профессионального образования.
Учителя оказались посередине.
Для вузовских преподавателей разработана особая сетка.
Сохраняются надбавки за квалификационные категории, которые присваиваются по результатам аттестации. Но само положение об аттестации, как считают в Министерстве образования, следует пересмотреть с целью повышения требований: получить высокий разряд станет еще сложнее. Сегодня свыше 40% педагогов тарифицированы по 12, 13 и 14-му разрядам.
Должностные оклады руководителей устанавливаются на основе объемных показателей: масштаб учреждения, кадровое и техническое обеспечение, количество учащихся, специфика и сложность деятельности и некоторые другие параметры, которые, по мнению Минобразования, должны определять учредители: либо федеральные органы, либо региональные.
Предполагается, что надтарифный фонд составит не менее 40% фонда оплаты труда, сейчас этот показатель равен 33%.

Плата за стандарт

Некоторые известные деятели образования сегодня предлагают свои варианты реформы, отличные от официальных.
Например, председатель Департамента образования Новгородской области Владимир Аверкин считает, что логика построения отраслевой системы оплаты труда учителей противоречит стратегии модернизации образования, направленной на построение единого образовательного пространства. Это и введение единых госэкзаменов, и установление единых для всех школ страны образовательных стандартов. Но если требования к педагогам предъявляются одинаковые, независимо от их места жительства, почему же тогда оплата их труда будет зависеть от возможностей местных бюджетов?
По убеждению Владимира Аверкина, каждый уровень власти должен оплачивать соответствующий компонент стандарта. Средства из федерального бюджета должны поступать в виде субвенций (адресных дотаций) не в регионы или муниципалитеты, а непосредственно на счета самих школ.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта составляет 75%, а на долю регионального и школьного компонентов приходится примерно по 10%. Свою лепту в оплату школьного компонента могут внести и родители.
Предлагаются и более радикальные методы.
По мнению директора столичной школы № 1060, советника министра образования Анатолия Пинского, «необходимо повышение зарплаты учителей, которое сопровождалось бы объективными и прогрессивными процессами реструктуризации не только сети школ в целом, но и собственно педагогического корпуса. По данным Госкомстата, у нас на 1 учителя приходится 11 детей, а в богатых странах – 15.
Возникает ключевой негативный феномен: много учителей на низкой зарплате. Можно увеличить зарплату учителей, не увеличивая валовые затраты бюджета – за счет введения штатно-окладной системы оплаты труда в школах».
Переход на новую систему, по мнению Анатолия Пинского, позволит ликвидировать прямую жесткую зависимость оплаты труда учителя от количества часов и учесть в
его должностном окладе воспитательную, внеурочно-педагогическую работу, которая будет тарифицироваться наравне с уроками.
«Система оплаты труда бюджетников нуждается в реформировании – это факт, – признает Валерий Январев, заместитель министра труда и социального развития. – Существует несколько путей. Первый – отказ от ЕТС. Очевидно, что ей на смену придут отраслевые тарифные сетки, которых только в системе образования будет не одна, не две, а десяток, поскольку практически все отраслевые ведомства имеют свои образовательные учреждения.
Должен заметить, что подобная вариативность внесет серьезные трудности в распределение субвенций. На сегодняшний день ЕТС (утверждаемая на федеральном уровне) является основой межбюджетных отношений.
Второй путь, по которому могла бы пойти реформа оплаты труда, заключается в совершенствовании существующей системы, то есть в постепенном увеличении тарифных ставок и параллельном снижении надтарифной части, которая в ряде случаев превышает тарифную. Целесообразно оставить лишь отдельные виды надбавок, связанные с квалификацией и качеством труда, условиями труда, выслугой лет и поощрением”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru