Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОБИТАЕМОЕ ПРОСТРАНСТВО 
 

Владимир ЦВЕТОВ

Красота в форме вопроса

Дизайн глазами и руками детей

На 11-й Всероссийской выставке-конкурсе “Дизайн-2003”, прошедшей в самый канун Нового года, детский “Дизайн-центр” из Оренбурга получил сразу два приза. “Викторию” – в номинации “Дизайн-педагогика” и спецприз внешнеторговой фирмы “Совдизайн”. Но, пожалуй, главное: работы юных оренбуржцев лучше многих “взрослых” показали, что же такое современный дизайн.

В музеях – что самое страшное?
Могильный полумрак Египетского зала с сушеными мужиками и песьими головами?
Едва ли: в голливудской “Мумии” и не такое увидишь.
Кошмары экспрессионистов с явным перерасходом алой краски?
Опять же нет. В кино бывает покруче.
Страшнее всего – величественно-роковое НЕЛЬЗЯ.
НЕЛЬЗЯ – близко к скульптуре и музейной мебели (“Не для тебя, что ли, ограждение?!”). От картин – держаться как можно дальше (“Мальчик, тебе плохо видно?!”). А уж потрогать что-нибудь руками – преступление уровня авангардных бесчинств художников-акционистов…
Отпугнуть детей от искусства – проще простого. А потом сетовать на канале “Культура”, почему из всех искусств сейчас важнейшее для детей – телик, а в нем – одна реклама.
По счастью, не все музейные взрослые ТАК заботятся о сакральной неприкосновенности культурных ценностей. В Центральном доме художников на Крымском валу и смотрительницы имеются, и дяденьки-охранники на “прозвоне”. Но на 11-й выставке-конкурсе “Дизайн-2003” посетителям – в том числе самым малолетним – многие хозяева стендов сами предлагали потрогать экспонаты руками. На то он и дизайн.

А что это такое?

На выставку многие взрослые смело прихватили с собой отпрысков в возрасте от двух и далее. Надобно сказать, что перед Новым годом ЦДХ много чем мог заманить на семейный уик-энд помимо “Дизайна”. И выставкой коллекционных кукол, и рождественской “Ярмаркой подарков”, где папы с мамами старались укрыть взоры от ценников, а взоры детей – от подарков… Да и большинство стендов выставки-конкурса казалось продолжением этой ярмарки: безделушки, картины, сувениры… Так что не всем взрослым-то было понятно, почему все широко раскинувшееся на третьем этаже объединено безразмерно-гордым “дизайн”.
А что поймут дети?..
Традиционно-кошмарный “детский” вопрос: “А что такое дизайн?” – сразу, еще на подходе к ЦДХ, прозвучал из уст знакомой молодой особы – шестилетней Марии Петровны П.
Ее мама, дипломированный педагог, крепко призадумалась, а ваш покорный недолго думая указал на Дом художников и неосторожно сказал:
– Вот это, например, дизайн.
Маша долго всматривалась в стекольно-бетонный параллелепипед на ножках, и по глазам было видно: ответ не принят. А когда на металлодетекторе что-то зазвенело в маминой сумочке, я усугубил:
– И вот эта рамка – тоже дизайн.
Вашего автора понесло б и дальше: когда из сумочки дипломированного педагога на свет Божий вылезли ключи, пудреница, а из моего кармана – диктофон и зажигалка, то захотелось порадовать Машу, что все это тоже достижения Великого и Могучего дизайна. Но я вовремя спохватился.

Андрей Николаев, 11 лет (после мучительного раздумья): “Дизайн – это оформление”.

Екатерина Федорович, 13 лет (смутившись, через долгие паузы): “Дизайн? Это мебель… интерьер… Вот как-то ближе к этому…”

Алеша Степин, 8 лет (весело, довольный вниманием прессы, возле стенда с компьютерной графикой): “Ну, дизайн – это что-то интересное, хорошее. Компьютеры – вообще вещь хорошая. Мне еще макеты понравились: автомобили, дома…”

Олег, 13 лет (бодро и мужественно): “Дизайн – это в основном студии, которые делают такие… декорации. В общем, которыми все украшают, надписи всякие…”

Катя Соколова, 8 лет (маме на ухо): “Дизайн – это такой рисунок, чтобы было интересно и красиво”.

Настя Лапунова, 13 лет (смеясь): “Прямо сразу сказать? Дизайн – это что-то такое, что определяет, ну, где человек живет, в каком интерьере, какие у него вещи вокруг… Вот”.

Аня Черняк, 9 лет (честно и быстро): “Я понимаю, что такое дизайн, только объяснить не могу”.

Леша, 13 лет (скромно): “Дизайн – это какие-то новые устройства… новый интерьер, еще чего-то…”

Катя, 12 лет (деловито): “Дизайн – это такая обстановка в комнате или нечто другое, такое неповторимое…”

Тася Т., 9 лет (поначалу уверенно): “Дизайн – это такая работа. Это обстановка квартиры… А так я почти и не знаю, что это такое…”

Гоша, 10 лет (растерянно): “Дизайн? Ну даже не знаю… это – как делают искусство”.

Анна Жданова, 13 лет (серьезно и обстоятельно): “Есть разный дизайн. Есть дизайн квартиры – это ее стиль, мебель. Есть дизайн одежды, которая будет актуальна… Чтобы и тепло было, и цвет… Короче, дизайн – это сочетание цвета, формы, характера, гармоничное или наоборот”.

Олег Андреевич Сухов, 12 лет (оторванно, т.е. сидя на полу ЦДХ): “Дизайн – это красота вещей!”

Детский” допрос мэтров

Малодушно утешив себя отсутствием искусствоведческого образования, ваш автор решил помучить специалистов.
Конечно, вопрос: “Как бы вы объяснили шестилетнему ребенку, что такое дизайн?” – достаточно провокационный. Но с другой стороны, кто-то из великих – то ли Довлатов, то ли Володин – сказал: «Если ты не можешь объяснить 6-летнему ребенку, за что ты получаешь деньги, – значит, ты шарлатан».
Изобличать в шарлатанстве убеленных сединами и заросших декоративными бородами дизайн-мэтров я не собирался, хотя, по совести, мэтры малость подвели. Поэтому захотелось проинтервьюировать – с дозволения родителей – еще и пасущихся на “Дизайне” детей. Только их-то я спрашивал попросту: “Что такое дизайн?”
Одним из первых отловленных мэтров оказался Андрей Бильжо. Казалось: уж кто-кто, а этот всесторонний человек – практикующий психиатр, график, телезвезда в канувшей программе Шендеровича – должен был с ходу и исчерпывающе объяснить 6-летнему ребенку всё про дизайн. Однако создатель “коммерсантовского” Петровича несколько растерялся “детскому” вопросу и долго медлил:
– Дизайн – это когда… ну, когда все стильно, аккуратно, красиво и не очень раздражает.
К произведению самого Бильжо, получившему на “Дизайне” диплом, можно отнести только “стильно” (а это словечко пришлось бы дополнительно разжевывать Маше П.). Трудно представить, что учебник по русскому языку, оформленный им, консервативные учителя сочтут “красивым” и “нераздражающим”. ТАКИЕ Толстой, Пушкин – вплоть до Хармса, как их увидел Бильжо, скорее всего будут подвергнуты остракизму и преданы аутодафе. Участь учебника – стать бестселлером для взрослых. Что, кстати, признал и сам Бильжо, получая приз: “Едва ли по этому учебнику разрешат учиться детям…”
Да и опять же: при чем тут дизайн?
Это попробовал объяснить зав. кафедрой дизайна Института электронного машиностроения:
– Ребенку?.. Одним словом? Ну, тогда это – фантазия, – изрек зав. кафедрой. – А для шестилетнего – неожиданность… В понятном для него смысле.
Неожиданность в понятном для всех – и для детей, и для взрослых – смысле ждала буквально на соседнем с МГИЭМовским стенде.
Экспозиция привлекла внимание с первого взгляда. Причем не только мое, но и коллеги из специализированного журнала по дизайну, которую выставка в целом разочаровала:
– Только об этом стенде и буду писать. А чьи работы, кстати?
И тут нас ждал сюрприз: работы оказались детские. Детского “Дизайн-центра” из Оренбурга.

Оренбургский сюрприз

Признаюсь, после такой неожиданности второй взгляд на оренбургские работы был уже недоверчивым: дети ТАК не могут.
– Да, и мы часто это раньше слышали, – с ироничной улыбкой говорит директор “Дизайн-центра”, член Союза дизайнеров России Эдуард Георгиевич ПЕТРОСЯН. – Еще на заре существования центра, в начале
90-х, мы привезли работы учеников на семинар в Иваново. Подача была совсем бедной: картон, дыроколом делали дырочки, все висело на скрепках… Поначалу никто на стенд и не смотрел – думали: работы взрослых. А когда дошла очередь до защиты нашей программы, взяли свои слова обратно. Сейчас-то ситуация изменилась, и меня очень радует, что преподаватели студий, художественных школ зовут: “Приезжайте к нам”. Обычно ведь все наоборот: центр едет в регионы, а тут – зовут нас.
Прописку в Оренбурге “Дизайн-центр” получил не сразу – успел покочевать по просторам СНГ, как рассказала Мадена Минкаевна МУБАРАКШИНА, преподаватель центра, член Союза архитекторов России и Союза дизайнеров России. В 1992-м школа переехала из Ашхабада в Орск. А уже в 96-м, когда появились впечатляющие результаты, областной центр – Оренбург – перевел к себе. Школа расширилась, пришли новые преподаватели. Причем многие – выпускники центра, закончившие вузы.
– А есть какой-то принцип отбора в центр?
М.М.Мубаракшина
. Принимаем мы всех – от 7 до 16 лет. А в этом году взяли даже шестилеток. Но не все доходят до конца курса.
– Не выдерживают?
– Нет, – говорит Оксана Борисовна Лозовая, преподаватель, член Союза дизайнеров, – просто понимают: это не мое. Ведь такое абстрактно-образное мышление не каждому доступно… Да что там: когда мы, преподаватели центра, общаемся с не-дизайнерами, те считают и нас “не от мира сего”, говорят, что мы витаем в облаках: “Опуститесь на землю”. Но нам с детьми интересно, мы разговариваем на одном языке.
– Хотя возникает еще одна проблема, – добавляет Юлия Юрьевна САНДИНА (выпускница “Дизайн-центра”, она впоследствии окончила кафедру дизайна Оренбургского государственного университета и вернулась в центр преподавать). – Кто-то из детей идет на контакт, внутренне солидарен с заданием, а кто-то – нет. Он отгородился, он говорит: не грузи меня.

Чем загрузить проводниц и манекенщиц

“Дизайн-центр” – школа государственная. Посему вам легко представить все, с чем довелось столкнуться оренбургским педагогам, чтобы приехать в Москву с экспозицией.
– И мы привезли лишь мизерную часть того, что делаем, – говорит М.М.Мубаракшина. – У нас очень много объемных работ. Несколько лет назад открыли отделение дизайна одежды, и наши модели, судя по реакции московских зрителей, очень понравились.
Зато и трудности, по словам О.Б.Лозовой, преподающей “Композицию костюма”, начались как раз с транспортировкой объемных костюмов:
– Нас в поезд не хотели пускать с этими коробками. И манекенщицы жалуются: неудобно. Естественно: наши костюмы принципиально непрактичны. Их не надеть “просто так”. Я все время повторяю ребятам: мы не “костюмчик” придумываем – воротничок, кармашек… Наши костюмы выполняют совершенно другую задачу – создать образ. Один костюм – образ архитектуры, другой – образ Востока, образ дерева, зеркала и т.д. Задача – выразить внутренний мир через предмет, чтобы костюм раскрыл внутренний мир человека, его характер…
– Или достаточно новое задание – “Маски”, – продолжает Ю.Ю.Сандина. – Ребенок делает дома отпечаток своего лица на бумагу…
– Простите, как – “делает”?! Краской лицо мажет?
– Ну да… А потом уже по отпечатку рисует свой графический образ, то, каким он сам представляет себя. У кого-то – это портрет души, характера. А у кого-то – чисто внешнее сходство. Причем фантастическое…
Тут ваш автор очень живо представил счастье оренбургских детей, мажущих дома лицо краской, и реакцию их родителей… Что-то на манер Остера: “Если ты намазал краской все лицо свое и уши…”
Э.Г.Петросян. Когда мы принимаем детей, то сразу говорим родителям: у нас не как в общеобразовательной школе: “Сложи руки на парте” или – если надо выйти или что-то спросить – “Подними руку”… Нет. Наш центр – это мастерская, куда дети приходят работать творчески, это раскрепощенные творчески люди. В процессе всех двух часов они общаются с преподавателем почти индивидуально: группы у нас – не более 8 человек и не менее 5. Т.е. преподавателя хватает на каждого ребенка. Или, например, ученик устал. Он может свободно, как взрослый человек за работой, встать, погулять по классу, выйти на улицу…
Воображение тут же дорисовало мне детский дизайн-рай в степях Предуралья… Но пришлось тут же и спуститься с горних высот: возникли резонно-земные вопросы.

Возвращение на землю

– Какие проблемы сейчас у центра, пропуская финансовые?
Э.Г.Петросян. Одна из главных – в том, что наши дети обделены такими мероприятиями, как сегодня здесь, в ЦДХ, где они могли бы черпать информацию, которую легче получить в столице. Они могут увидеть где-то что-то только в слабых дешевых изданиях по дизайну. Да и общие впечатления… Вот сама Москва – она хорошо оформлена, красочно, а наши дети этого себе не представляют. И мы снимаем это на видео, привозим кассеты и показываем ребятам, чтобы они хоть на экране увидели это своими глазами.
– А может, то, что у них не “замыленные” взгляды столичных детей, “объевшихся” информации, а свежие, – это и хорошо?
Э.Г.Петросян
. Согласен. “Неиспорченное” видение помогает им делать свое. Но все-таки человек должен обогащаться впечатлениями, должен видеть уровень роста. А если вариться в собственном соку, то потенциала ненадолго хватит.
О.Б.Лозовая. Проблема – недостаток тех людей, которые смогли бы работать именно с детьми. Ведь это очень специфичная работа: не все могут найти с ними общий язык – особенно в таком деле, как дизайн. Здесь очень много абстрактных понятий, которые и взрослому-то трудно объяснить. Кто-то может в вузе нормально преподавать: у студентов мышление совсем другое. А с детьми должны работать те, кто “от природы” к этому расположен. И развить такой дар, наверное, невозможно.

И невозможное – возможно

С Оксаной Борисовной можно поспорить о развитии ДАРА, но на вопрос 6-летней Маши о сути дизайна педагоги оренбургского “Дизайн-центра” ответили вразумительнее всех остальных взрослых.
– Дизайн – это красота, которая нас окружает, сделанная самим человеком, – сформулировала Мадена Минкаевна Мубаракшина.
А тут и автор вопроса – Марья Петровна П., измученная трехчасовым блужданием по ЦДХ (выставка кукол ее, кстати, не заинтересовала), нашла ответ:
– Я придумала. Дизайн – это искусство.

Фото В.Строковского


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru