Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

В микрорайоне Новое Косино стало уже типичным явлением строить по две новые школы рядышком

школы № 1927“Выйдя на автобусной остановке, увидите две школы: синюю и желтую. Наша – желтая” – так закончил объяснение пути к своему образовательному учреждению директор московской школы № 1927 Вячеслав Кондрашов. И добавил: “Вторая – тоже хорошая, сильная школа”.
В микрорайоне Новое Косино стало уже типичным явлением строить по две новые школы рядышком, на одном месте. 1927-я и 1048-я школы находятся на расстоянии десяти метров друг от друга, в буквальном смысле – через дорогу. У обеих школ типовые здания, только выкрашенные в разные цвета. У обеих – одинаковый статус среднего общеобразовательного учебного учреждения. В общении с педагогами выясняется, что в ценностных установках коллективов обеих школ тоже много общего. Это ценность доверительного и уважительного отношения к ребенку (“на это часто обращают внимание наши гости, а для нас такое отношение стало уже привычным и естественным как воздух”), общения (“с детьми нам общаться легко, приятно и нередко – полезно”), творчества (“фактически каждый день в школе происходит что-то новое и интересное”), знаний (“для школы это само собой разумеющаяся ценность”). В разговорах с детьми узнаешь, что обе школы объединяет, пожалуй, их самое важное достижение. Оказывается, что дети с удовольствием идут в школу, им “ужасно не хочется отсюда уходить” и “нравится учиться в этой школе”. Похоже, что здесь если не воплотилась в полной мере, то во всяком случае успешно осуществляется заветная мечта многих учителей: сделать школу желанным местом для каждого ребенка.
1048-я школаВ то же время это очень разные школы. Уже после первого знакомства с ними возникает ощущение разности. Какое-то неуловимое различие атмосферы, которое практически невозможно передать, поскольку оно в нюансах.
Скажем, при описании обеих школ были бы уместны такие слова, как “планирование”, “распределенность”, “четкость”, “неспешность”, “дальний расчет”, “масштабность целей”, “эффективное управление”. Однако в большей степени эти качества заявлены в 1927-й школе. С другой стороны, в обеих школах проявляются спонтанность, выплески творческой энергии, естественность и простота в общении, сплоченность, соуправление. Но в первую очередь эти слова хочется отнести к 1048-й школе.
И может быть, на этом контрастном сходстве двух школ нам будет легче понять феномен новой российской школы. Ведь речь идет не об единичных случаях, не о столичном прецеденте. Бывая в других регионах, мы все чаще встречаем школы, жизнь которых не сводится к простому функционированию в рамках кем-то придуманных условий, а наполнена поиском смысла.
Ведь что, по сути, произошло? Под шум дискуссий вокруг школьного образования, под досужие разговоры о том, что в “школе все разваливается”, как-то незаметно, тихо выросли и окрепли школы со своим неповторимым лицом, со своей неповторимой атмосферой, и притом, самое главное, школы, любимые детьми.
Заметим и то, что рождается новый образ школьного управленца. Оба сегодняшних героя имеют внешкольный опыт организационной работы с молодежью: у Вячеслава Кондрашова за плечами опыт орлятского вожатого и воспитателя, а Сергей Черный в прошлом комсомольский лидер. Оба ставят высокие цели и в то же время каким-то непостижимых образом сочетают в себе педагогическую романтику и практицизм. Оба коммуникативны, открыты к внешним контактам, заряжены на творчество. И из их опыта в равной степени видно, что школа, которая хочет быть притягательной для детей, не может основывать свою работу только на ценности обучения. Зацикленность на успеваемости учеников делает школу холодной и скучной. А наличие более высоких ценностей ведет к тому, что у взрослых и детей начинают появляться совместные интересные дела, единые смыслы, общие проблемы и по-настоящему увлекательные задачи. Решая их, учителя и дети сближаются друг с другом, и между ними возникают доверительные отношения, которые переносятся и на учебную деятельность.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru