Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Рустам КУРБАТОВ,
лицей Ковчег XXI
г. Красногорск

Мама, довольно мыть раму!

Глобальный метод обучения чтению без “умных” книг

Как вы, взрослый человек, научились читать?
Кто-то по азбуке.
Кто-то по любимой книжке, которую десятки раз читала мама или бабушка.
Кто-то по магазинным вывескам.
Мы не знаем, что лучше. Но ясно, что Азбука не единственный путь. Возможны и другие варианты.

Дети пришли в первый класс. Они еще не могут читать – пусть слушают. Слушают, как читает учитель: почти как дома, почти как мама.
Мы берем стихотворение, известное всем. Например: «Где ты была сегодня, киска?».
Пусть первое, что услышит ребенок из уст учителя в школе, будут стихи – знакомые и родные, которые ему читала мама, пусть вспомнит себя маленьким. Стихотворение читается несколько раз, и вот его все уже знают наизусть.
Теперь – играем! Кто-то показывает кошку, кто-то степенную тетю, которая ведет разговор с ней, кто-то мышку. Если есть маски – еще интереснее! Спектакль за пять минут. Главное, чтобы ребенок почувствовал ритм, мелодию стиха, чтобы он превратился в кошку или мышку.
И пока глаза еще светятся, пока осталось легкое возбуждение от разыгранной пьесы – читаем.
Что значит – читаем? Дети садятся за парты, перед каждым текст стихотворения, уже выученного наизусть и разыгранного. Хором читаем его, и каждый ребенок водит пальчиком по словам и строчкам. И первое, что он скажет родителям, вернувшись домой: «Я умею читать! Я прочитал целое стихотворение!»
А правда ли, дети, что вы умеете читать? – спрашивает учитель. – Вы, наверное, притворяетесь! Давайте проверим. Лист со стихотворением отодвигается в сторону, ученику дается тот же самый листок, но разрезанный на отдельные кусочки. Каждое слово – отдельная карточка. «Можете собрать текст?» И, проговаривая про себя выученные строчки, слово за словом, заглядывая, если это надо, на весь листок, ребенок складывает стихотворение.
Ну с подсказкой-то просто! А можете ли сами, не глядя на целый лист? На столе только карточки, без подсказки. Вот карточка ГДЕ, вот ТЫ, вот БЫЛА, и так все 18 карточек стихотворения.

– Где ты была сегодня, киска?
– У королевы, у английской.
– Что ты видала во дворе?
– Видала мышку на ковре!

– Мяу! – хором говорят дети. Это значит – мы умеем читать!
Завтра другое стихотворение. Потом – еще одно. Пока ребенок действительно не научится читать.
Он запоминает только отдельные слова? Учит их как картинки, как иероглифы? Да, это так. Но из этого не следует, что он может читать только те слова, которые встречал когда-то на карточках.
Свойство нашего мозга обобщать и упорядочивать – это величайшая загадка природы. Мы не знаем, как ребенок научился к пяти годам говорить – говорить правильно, соблюдая все нормы и правила устной речи, понимая, к примеру, когда нужно ставить глагол в совершенном, а когда в несовершенном виде (чего не могут понять иностранцы с филологическим образованием после десяти лет изучения русского языка).
Ребенок научился говорить, при том что его специально никто не учил этому. И какое счастье, что никому не пришло в голову учить ребенка говорить по какой-нибудь умной книге. По Азбуке, например: МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru