ПОЗИЦИЯ
Николай БУЛАЕВ,
Наталия ИШТРИКОВА
«Работать в оппозиции министерству
и правительству – это сущий бред»
Председатель Комитета по образованию
и науке Думы Николай БУЛАЕВ собирается решать
задачи, находящиеся за гранью возможного
– Николай Иванович, почему «Единая
Россия» выдвинула на пост председателя именно
вас? В Комитете по информационной политике вы
занимались другими вопросами.
– Проблемы образования мне хорошо знакомы,
поскольку почти всегда я работал в этой системе.
Что касается моей деятельности в
Государственной думе, то почти все внесенные
мною законопроекты были прямо или косвенно
связаны с проблемами образования.
Например, когда стоял шум вокруг реформы ЖКХ,
мною была внесена поправка, сохранившая льготы
по коммунальным услугам для сельских учителей.
Также я был одним из инициаторов поправки,
которая сохранила сельским учителям
25-процентную надбавку к зарплате.
Так что все четыре года работы в Думе система
образования не была для меня чем-то посторонним.
Кроме того, я много времени проводил в школах и
раз в неделю привозил в Госдуму группы
школьников, которым давал большие открытые
уроки-экскурсии в течение нескольких часов.
Наверное, во мне говорило учительское прошлое.
– Какие проблемы системы образования прежде
всего будет решать комитет под вашим
руководством?
– Сначала самые очевидные. Социальный
статус учителя: проблема видна всем, все знают,
что нужно ее решать, но не знают, из каких
источников.
Еще – качественные учебники для школы. Много
говорят о том, что нужен качественный учебник. А я
еще хочу добавить, что мы должны решить вопрос с
бесплатными учебниками. Особенно для школ села,
где многие семьи малообеспеченные.
Или, например, техническое обеспечение школ. Не
просто компьютеризация, хотя и это важно. Зайдите
в школу, посмотрите на оснащение кабинетов.
Необходимо оборудование, которое позволит
сделать учебу интересной, увлекательной. В общем,
есть масса содержательных проблем, по которым
еще нет, к сожалению, законопроектов. Их
предстоит выработать.
– Последние четыре года комитет под
руководством сначала Ивана Мельникова, а затем
Александра Шишлова всегда находился в некоторой
оппозиции к Министерству образования, отделу
образования правительства. Как вы собираетесь
строить отношения с этими структурами?
– У меня есть такая черта характера: я не умею ни
дома, ни на работе находиться в состоянии
конфликта с кем бы то ни было. Всегда стараюсь
найти корень противостояния, обсудить и понять, в
чем же суть конфликта. В данном случае я
абсолютно уверен, что работать в состоянии
оппозиции с министерством, правительством или
Академией образования – это сущий бред, который
не принесет пользы ни комитету, ни Думе, ни
обществу вообще, ни конкретному учителю или
ученому. Состояние оппозиции – это, на мой
взгляд, деструктивное состояние, и работать в нем
не стоит.
– В третьей Думе неоднократно возникали
такие ситуации, когда фракции «Единая Россия» и
«Отечество» бойкотировали законопроекты
социальной направленности. Возможно ли
повторение этой ситуации?
– Запросто. Потому что многие кажущиеся
привлекательными законы по своей сути не только
не решают проблем, но и создают новые. Они не
обеспечены финансированием или вводят норму,
которая никак и никогда не может быть
реализована. Поэтому думаю, что наш комитет
откажется от внесения в Думу тех законов, которые
в народе всегда назывались популистскими. Мы не
будем играть на чувствах и ожиданиях людей, а
будем искать решения проблем, и наши желания не
будут расходиться с нашими возможностями. Но мы
не должны также и говорить: «Ничего нельзя
сделать». Мы много раз наблюдали, как при
сверхпредельном, казалось бы, напряжении все
вдруг получалось. Так было с повышениями
заработной платы. Поэтому мы будем ставить перед
собой и те задачи, которые находятся на грани или
за гранью возможностей.
– Могли бы вы уже сейчас сформулировать
какой-то девиз, под которым будет проходить ваша
деятельность в комитете?
– Сегодня количество нерешенных вопросов в
области образования и науки настолько велико,
что отдавать приоритет только какой-то одной
проблеме будет, наверное, несправедливо. Вряд ли
стоит брать флаг, писать на нем какой-то лозунг и
с этим лозунгом бороться. Это все равно что
кормить хлебом только одного ребенка, когда их
несколько.
– То есть вы за социальную справедливость?
– Я вообще по натуре социальщик, всегда себя им
считал. Думаю, что социальная справедливость –
одна из норм, которыми должен руководствоваться
законодатель.
– Ушедший комитет выдвигал такую задачу:
повысить зарплату педагогам в 2004 году. Как вы
считаете, это может случиться?
– Я думаю, что при условии получения
дополнительных доходов в соответствии с законом
о бюджете такое решение может быть принято.
Сейчас рано загадывать.
– Что вы хотели бы сказать российским
учителям?
– Встречи с учителями меня всегда удивляют и
восхищают. Я никогда не встречал учителя, который
бы только и делал, что жаловался на жизнь. Поэтому
я никогда не желаю учителям терпения. Терпеть
нельзя! Надо добиваться того, что вы считаете
важным и нужным.
Поэтому я бы пожелал коллегам не только заботы со
стороны государства, но и справедливой оценки
труда со стороны тех, кто рядом: родителей,
учеников, выпускников. Эта благодарность более
всего подвигает учителя на творческий труд. А
государство, я уверен, сегодня ощущает свою
ответственность за систему образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|