Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N71 
 

Итоги обеспечения общеобразовательных учреждений России в 2003 году

В декабре в подмосковном пансионате “Отрадное” прошло ежегодное заседание Всероссийского совета по обеспечению образовательных учреждений учебной литературой “Итоги обеспечения общеобразовательных учреждений России в 2003 году. Основные направления работы Минобразования России и органов управления образованием субъектов Российской Федерации по обеспечению учащихся учебниками в 2004 году”.

Уже в течение нескольких лет главная цель подобных всероссийских встреч – обнародование и комментирование Федерального перечня учебной литературы перед весенним заказом учебников в регионах. Однако в этом году (как и в прошлом) региональные управления образования так и не получили на совещании свежий перечень, и выход его опять ожидается с существенным опозданием.
Впрочем, представители Министерства образования, проводившие совещание – заместитель министра образования Виктор Болотов, начальник Управления учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Елена Зинина, руководитель Департамента экспертизы учебной литературы РЦМТО Надежда Габрусева, – заверили разволновавшихся специалистов из регионов, что при составлении новых заказов они вполне смогут пользоваться прошлогодними перечнем и перечнем-каталогом. Изменения коснутся только структуры новых документов: перечень и перечень-каталог будут объединены в один документ. По информации многих региональных представителей, в течение двух лет своего существования каталог в отличие от параллельно существовавшего перечня не воспринимался финансовыми органами при управлениях образования как основание для бюджетного заказа. И новшество этого года должно решить эту проблему: поставить перед глазами финансовых структур в равноправное положение всю грифованную литературу.
Но внутри нового документа будет конечно же сохранена дифференциация учебной литературы. Елена Зинина рассказала о предполагаемой структуре нового документа, который будет состоять из следующих разделов: учебники с грифом “Рекомендовано…”; учебники с грифом “Допущено…”; грифованные учебно-методические издания; учебники, имеющие грифы органов управления субъектов Федерации. В одном приложении будет опубликован список методической литературы, не имеющей грифа МО. Еще одно приложение будет представлять учебно-методические линии (фактически восстанавливать в целостном виде первые два раздела нового документа), причем в нем будут разделены так называемые оконченные и неоконченные линии учебников. Новая структура главного для учебного книгоиздания документа вызывает пока больше вопросов, нежели восторгов. Вероятно, полная ясность наступит после выхода нового перечня в свет. В любом случае ориентироваться региональным чиновникам и учителям нужно в первую очередь на учебники, имеющие гриф “Рекомендовано…”, и линии, которые в основном состоят именно из таких учебников.
В нынешний федеральный перечень не включаются мультимедийные учебные пособия, как это предполагалось сделать ранее. По свидетельству директора РЦ ЭМТО Валентина Королева, выступившего на совещании, первые поставки этих учебных пособий, которые были осуществлены за последние два года в российские школы, к сожалению, дали недостаточное количество откликов о способах использования этих средств обучения и наиболее востребованных в учебном процессе разработках. Сейчас головной информационный центр намерен создавать каталог-депозитарий существующих учебных мультимедиа и рассылать эту информацию вплоть до каждого района. Планируется создание электронного архива учебной литературы.
На совещании региональные работники образования узнали и о других новшествах в учебном книгоиздании. В частности, Надежда Габрусева рассказала о том, что теперь для присвоения грифа Министерства образования учебному изданию необходимо не только получить заключение ФЭС (рецензии учителей, методистов, ученых), но и заключения чиновников – специалистов Министерства образования, которые раньше не участвовали в процессе экспертизы, а только утверждали (или не утверждали) экспертную оценку. Надежда Ивановна также сообщила о том, что подготовлено примерное Положение о грифовании региональной учебной литературы для региональных экспертных советов, подчеркнув, что региональные экспертные советы имеют право на присвоение грифов местной литературе по краеведению, национальным языкам и другим предметам регионального компонента образования. Предметы федерального компонента образования должны обеспечиваться учебниками с грифом федерального МО и проходить экспертизу ФЭС.
На совещаниях разного уровня постоянно встает один и тот же вопрос: имеет ли право учитель использовать негрифованную литературу и если нет, то чем грозит ему такое нарушение. На прошедшем совещании в очередной раз прозвучал вполне определенный ответ: согласно поправке, внесенной в Закон “Об образовании” в июне 2002 года, в школе можно использовать учебники, входящие в федеральные перечни литературы (то есть имеющие гриф). Контроль за выполнением этой правовой нормы лежит на региональных управлениях образования.
Очевидно, что все вопросы современного образования связаны так или иначе с проблемами учебной литературы. В докладе зам. министра образования Виктора Болотова были рассмотрены основные направления модернизации образования в связи с его учебно-методическим обеспечением. Несмотря на то что Государственная дума пока не приняла закон “О государственном стандарте среднего образования”, разработанный проект стандартов планируется ввести в действие приказом по Министерству образования в первом квартале 2004 года. Повторив основные новшества государственного стандарта среднего образования, имеющего пока статус проекта, Болотов подчеркнул, что команде, которая работала над его созданием, удалось достигнуть консенсуса. Один из очевидных плюсов стандарта состоит в том, что в основной школе (всегда, по оценкам педагогического сообщества, чрезмерно насыщенной учебной информацией) содержание образования разгружено на 20 процентов.
Наиболее существенной переработки при введении нового стандарта потребуют учебники для старшей школы, предполагающей профильное обучение. Сейчас издателям и авторам от имени министерства поручено подготовить методические рекомендации по использованию существующих учебников. Однако анализ учебников для старших классов, проведенный Министерством образования, по словам Виктора Болотова, представил невеселую картину. А именно: большинство существующих учебников сориентированы на профильный повышенный уровень, и только некоторые издания способны обеспечивать базовый уровень обучения. Совершенно незаполненной оказалась лакуна учебно-методического обеспечения предмета “естествознание” в гуманитарном профиле старшей школы.
Вступление в эксперимент по ЕГЭ новых регионов (в этом году в едином экзамене будет участвовать 64 региона) делает проблему пособий для подготовки к ЕГЭ общезначимой, и количество издательств, которым Министерство образования официально поручает подготовку таких пособий, растет. Болотов заявил, что сейчас четыре издательства имеют право издавать литературу для подготовки ЕГЭ: “Просвещение”, “Интеллект-центр”, “1С”, Центр тестирования МО РФ. Сборники других издательств следует рассматривать как контрафакт.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru