Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2004

Первая тетрадь. Политика образования


ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Большой заочный план

Кажется, в новом году у нас намечается еще один глобальный образовательный проект: профилизация сельских школ

В Министерстве образования родилась инициатива, которая может вылиться в новый масштабный эксперимент.
Эта инициатива была озвучена первым заместителем министра образования РФ Виктором Болотовым на состоявшемся недавно в Федерации Интернет Образования семинаре «Потенциал ведущих заочных школ РФ: профильное обучение в сельских школах, используя традиционную систему обучения ЗШ и возможности новых информационных технологий».

Ресурс найден, ищем способ его применения…

Хотя название семинара прямо указывало на то, что его тематика связана с профильным обучением сельских детей, мероприятие началось с неожиданного заявления Виктора Болотова: «Мы собрались здесь не для того, чтобы говорить о сельских школах». Правда, затем замминистра поправил себя: «Мы говорим не только о профилизации на селе».
Первую проблему, которую Виктор Александрович предложил обсудить участникам семинара, он обозначил так: система заочных школ и информационные технологии. Что мы можем сделать сегодня по использованию информационных технологий в заочных школах? Для каких конкретно целей помимо решения задач профилизации могут быть использованы информационные технологии в ЗШ, Болотов уточнять не стал. Вероятно, ожидалось, что конкретные предложения будут высказаны самими представителями ЗШ. Но забегая вперед, скажем, что таковых не поступило.
А вот вторая проблема, которую поставил Виктор Александрович в своей вступительной речи, касалась именно создания профилей в сельских школах. «Профильное обучение в старшей школе. Что оно означает для райцентра или для небольшого поселка, где есть 2–3 школы? Как его можно вводить, если там нет сильного учителя по физике, по математике?..» На взгляд Виктора Александровича, мощным ресурсом развития профильного обучения могут стать заочные школы.
Но сначала надо определить, каким образом может быть задействован этот ресурс. В какой форме будет выражаться участие заочных школ в профильном обучении? Что это будет: дополнение к очному курсу, элективный курс или самодостаточный заочный курс, полностью заменяющий очные занятия по определенной учебной дисциплине? Замминистра хотелось понять также, будет ли выставляться в школьный аттестат какая-то оценка по итогам обучения в заочной школе? А если будет, то она будет вместо физики (математики, биологии…) или надо включать особую графу?
Виктор Александрович призвал участников семинара обсудить, какие конкретные шаги можно предпринять для реализации ресурса заочных школ в ближайшее время или, говоря словами замминистра, «в зоне ближайшего развития».
Здесь хочется задать встречный вопрос: если неясно, как использовать потенциал ЗШ, откуда уверенность, что в них содержится «мощный ресурс», которым можно воспользоваться для простраивания профильного обучения?

За...

На чем же основывается оптимизм замминистра?
Прежде всего на репутации отечественных заочных школ. По утверждению Виктора Александровича, «если об очной школе еще можно спорить, то наше заочное образование, бесспорно, лучшее в мире». И хотя система заочного обучения стала терять свои масштабы, качественная планка по-прежнему удерживается на высоком уровне. В наши заочные школы стремятся попасть не только российские, но и зарубежные ученики. Заочная школа дает бесценный опыт самостоятельного образования. Это обстоятельство особенно важно в наше время, когда, как подчеркнул директор Центра образования Ефим Рачевский, «социальный вызов школе состоит в острой востребованности такого качества, как способность выпускника принимать ответственные решения». Только 10 процентов, продолжил свою аргументацию Ефим Лазаревич, ученик осознает и понимает из того, что он слышит, 25 процентов – из того, что видит, 50 процентов – из того, что видит и слышит, и 70 процентов – из того, что он делает сам. А заочные школы – это образовательная среда, где «он делает сам».
Существенно, что некоторые ЗШ уже имеют опыт успешного сотрудничества с общеобразовательными школами. Одна из форм такого сотрудничества получила название «коллективный ученик». Суть в том, что в заочную школу вместе с хорошим педагогом поступает целый класс детей. Они получают из заочной школы методические пособия, решают задачки и отправляют выполненные задания на проверку в ЗШ. Причем решенное задание отправляется сразу от всей группы учеников. То есть это коллективная работа. Таким вот нестандартным образом школьники проходят учебный материал, а учитель повышает квалификацию «без отрыва от производства». Подобная схема действует, к примеру, в ЗФМШ при МФТИ.
Еще одним залогом успешной работы заочных школ, по мнению Болотова, должно стать активное использование информационных технологий (ИТ). В последние годы Министерство образования предприняло ряд действий, направленных на обеспечение школ новыми технологиями. «На данный момент компьютеры поставлены практически во все старшие школы России, – подчеркнул Виктор Александрович. – Реализуется большой проект, касающийся спутниковой связи, благодаря которому мы ежегодно раз в две недели отправляем до одного гигабайта информации по школам. Пока их около двух тысяч, однако проект разворачивается». В рамках подготовки кредита Всемирного банка создаются межшкольные ресурсные центры.
Параллельно идет активное развитие системы дистанционного обучения. Создана рабочая группа с целью разработки нормативных документов, которые позволят детям обучаться дистантно. Все больше компаний, работающих в сфере информационных технологий, запускают собственные образовательные проекты. Например, компания поддерживает портал “Открытый колледж” (http://www.college.ru/us.html), предоставляющий возможность школьникам обучаться математике, физике, астрономии, химии, биологии и другим предметам. На портале, в частности, есть рейтинговая сетевая игра, где ученики с разных уголков земного шара могут пройти тестирование по выбранным предметам и сравнить свои результаты с результатами других участников игры (определить свой рейтинг). Ежедневно на этот сайт заходят около 3000 школьников и преподавателей.

...и против

Действительно, российские заочные школы зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Но они всегда работали и продолжают работать как учреждения дополнительного образования. По результатам обучения ЗШ выдают свидетельства, которые не являются формальными документами об уровне образования. Поэтому никаких иных мотивов для учебы в ЗШ, кроме желания более глубоко изучить конкретный предмет, у ребят фактически не бывает. Именно в высокой самомотивации учеников лежат истоки успеха заочных школ. То есть заочные школы были школами для избранных, и это заведомо создавало чрезвычайно высокую мотивацию.
Как только заочные школы станут массовыми, пафос избранности исчезнет. После того как ЗШ получат права выдавать документ о формальном уровне образования, в них неизбежно появятся недобросовестные ученики, которым будут нужны не знания, а, попросту говоря, бумажка. С этой проблемой столкнулась заочная школа при МФТИ. Ее директор Вадим Федорченко рассказал: «Когда наша школа перешла в сферу среднего профессионального образования, где мы лицензированы, аккредитованы, аттестованы и выдаем документ гособразца, у нас появились молодые люди с совершенно другой мотивацией обучения. Они всячески симулируют процесс обучения для того, чтобы в конце с минимальными проблемами получить нужный им документ».
Заметим, что принятая к руководству Министерством образования Концепция профильного обучения комментировалась утверждением о том, что более 70% выпускников основной школы уже достаточно четко представляют себе «если не профессию, то сферу будущей деятельности». В то же время начальник Управления профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Министерства труда Михаил Бубнов, ссылаясь на исследования своего ведомства, утверждает, что среди выпускников старшей школы количество выбравших профессию колеблется от 0,5 до четырех процентов. Примечательно и то, что в экспериментальной работе по введению профильного обучения вопрос предпрофильной подготовки школьников, выбора профиля является наименее проработанным, слабым звеном.
Спрашивается, как при заочном профильном обучении будет решаться проблема мотивированности обучения?
Далее. Будучи учреждениями дополнительного образования, заочные школы все свои программы строят как дополнение к учебе в средней школе. Например, заочное обучение физике сводится в основном к решению задач. Но физика – это не только задачи. Это интереснейшие физические опыты, это замечательные истории о выдающихся ученых и их пути к своим открытиям. После того как ребенок проделывает физический эксперимент, знакомится с историей научного открытия, предмет начинает восприниматься иначе – ярче, привлекательнее. Это поддерживает интерес к предмету, и этого в программах заочных школ нет. Поэтому, как заметил Вадим Федорченко, говорить, что «наши программы дополнительного образования вот так просто, без переделки смогут обеспечить профильное обучение, нельзя».
Допустим, преподаватели ЗШ проделают большую работу по переделке программ. Каким образом будет осуществляться связь между заочной школой и ее учениками? Через Интернет, электронную почту, обычную почтовую пересылку?
Безусловно, как сказал Виктор Александрович, сейчас происходит начинка школ современными информационными ресурсами. Но во многих школах до сих пор нет Интернета и электронной почты. Их нет в большинстве сельских школ. А там, где есть, это односторонний Интернет, который не дает возможности поддерживать обратную связь. Кроме того, ситуация с обеспечением школ информационными технологиями очень различается в разных регионах. Скажем, в отдельных районах Краснодарского края телефонная связь настолько плоха, что пользоваться электронной почтой может позволить себе только небольшая часть сельских школ.
Но что говорить об электронной, если работа обычной почты во многих регионах оставляет желать много лучшего. Например, письмо в Хвалынск из Саратова (города находятся на расстоянии трех часов езды на автомобиле) идет восемь дней. Такая черепашья оперативность достигается благодаря переносу сортировочного пункта писем из Хвалынска в соседний Вольск. А теперь представьте, как могут обстоять дела с почтовой связью в более отдаленных от Москвы регионах…
Похоже, что настоящее положение дел вступает в серьезное противоречие с самой идеей ЗШ. Ведь заочная школа может эффективно работать только при условии доступности для ее учеников качественных и разнообразных информационных ресурсов.

Что дальше?

Получил ли Виктор Александрович ответ на свой вопрос о «конкретных шагах в зоне ближайшего развития»? Участники семинара сошлись на том, что таким шагом могло бы стать официальное заявление министерства о том, что оно намерено поддерживать экспериментальную работу по реализации профильного обучения в различных формах, в том числе в форме заочного обучения. По мнению заместителя генерального директора издательства «Просвещение» Исаака Калины, важна уже сама демонстрация внимания министерства к данной теме, «это могли бы быть специальная коллегия, аналитическая справка, инструктивное письмо».
Другим общим пожеланием стало предложение придать заочной школе статус профильного общеобразовательного учреждения, а также разработать соответствующие положения о статусе ученика и выпускника заочной школы.
Предположим, министерство пойдет навстречу этим пожеланиям и «произведет запуск» нового эксперимента. Какие результаты может принести экспериментальная работа?
Прежде всего отметим, что разрешить задачу профилизации сельской школы на основе заочного обучения едва ли возможно. И дело тут даже не в методических и технологических препонах. Проблема в расплывчатости самой цели. Концепция профильного обучения настолько обща, что даже у специалистов, которые непосредственно организуют и направляют экспериментальную работу, нет единого взгляда на главную цель введения профилей. Существуют, к примеру, такие точки зрения: профильная школа должна позволить детям изучать те предметы, которые они захотят изучать, профильная школа должна быть нацелена на профессиональное самоопределение школьников, профильная школа должна готовить детей к выбору и реализации своего дальнейшего образования. Самая радикальная, но не лишенная оснований позиция состоит в том, что профилизация – это мина, заложенная под традиционную систему образования с тем, чтобы ее разрушить и высвободить место для построения новой системы. То есть разброс позиций настолько широк, что стирается всякий смысл профилизации и, следовательно, участия в ней заочных школ.
С другой стороны, очевидно, что преодоление технологических трудностей – вопрос усилий и времени. В перспективе заочные школы способны оказать существенную помощь в решении важных задач общего образования. Например, в повышении качества образования сельских школьников, особенно тех из них, у кого есть высокая мотивация к обучению. С помощью ЗШ можно расширить для ребят из глубинки поле выбора и возможность попробовать себя в различных образовательных областях. Это возможно сделать через консультационную и методическую поддержку различных кружков, факультативов. Кроме того, привлекая ресурс заочной школы, система общего образования получит новые возможности для повышения квалификации учителей.
А в «зоне ближайшего развития» экспериментальная работа еще сильнее обнажит некоторые острые проблемы массового образования, в частности проблему способности к самоопределению, выбору сферы своей будущей деятельности, проблему мотивации к обучению. И быть может, у нас наконец-то начнут проясняться насущные, реальные задачи модернизации.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru