ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Почему мы всегда в плохой форме?
Смысл, стиль и методика преподавания
физкультуры в школе – вот что буквально
выталкивает этот необходимый предмет из
школьного расписания
Наверное,
вы знаете, что в школе уроки физической культуры
именуют пренебрежительным словцом «физра».
«Пойдешь на “физру?”» – «Не-а, лучше в
“футболян” погоняем». Абсурдный диалог? Нет.
Действительно трудно гореть желанием посещать
уроки предмета, который и называется-то так
противно: «физра».
Как же так случилось, что немногие часы,
отведенные в школе на совершенствование тела,
превратились в необязательный, нудный и
обременительный как для педагогов, так и для
учеников довесок к «настоящим» предметам –
гуманитарным и точным наукам? Осмелюсь
предположить, что иначе произойти и не могло, ибо
сам стиль, смысл и методика преподавания
физкультуры в школе отвращают от нее большинство
ребят и девчонок.
Самый грустный парадокс заключается в том, что в
той жизни, к которой готовит детей школа, им
зачастую совершенно не надобятся те знания,
которые они так напряженно приобретали за
партами. Между тем отсутствие физической
культуры дает о себе знать уже через четыре-пять
лет после окончания школы. Еще более жесткий по
сравнению со школой ритм обучения в институте
или нагрузки производства делают свое дело и…
Большинство хронических болячек, мучающих нас
всю жизнь, мы приобретаем еще в юности;
старательно закладываем основы своих недугов.
Вспомним, как строится физвоспитание в школе.
В начале года школьники дружно сдают школьные
нормативы. Это бег, различного рода прыжки,
гимнастические элементы. Причем, как правило,
сдача нормативов затягивается у класса на
месяц-полтора против отведенных на нее
одного-двух уроков. Хотя редко у кого зачет не
принимается, но… То этот не пришел, то у того
«освобождение», так и тянется волынка.
Затем в течение года идет «учебный процесс», и по
физкультуре, между прочим, тоже. И за год учебы
дети должны научиться быстрее бегать, дальше
прыгать, больше подтягиваться и т.д.
Но вот наступает конец года. И снова нужно
сдавать нормативы, демонстрируя свои спортивные
успехи. Но что за странность! После года занятий
ученики, как правило, показывают результаты…
худшие по сравнению с началом года.
Изнанку эта странность имеет простую. За три
месяца летних каникул дети успевают вволю
отдохнуть, передраться, набегаться, набеситься
(тем более что многие уезжают на природу – на
дачу и в деревни). И к первому сентября ребята
приходят в неплохой физической форме. При сдаче
осенних нормативов их тела выплескивают энергию,
накопленную за лето.
А дальше… Дальше они полностью теряют контакт со
своим телом, со своими детскими мышцами и
сухожилиями. И никакая «физра» не спасает от
гиподинамии.
Конечно, очень важную роль тут играет личность
учителя физической культуры или физрука,
по-школьному. А ведь стать физруком проще
простого. Зачастую это профессия для тех, кто…
ничего не умеет. Я учился во многих школах, и
помню, что почти в каждой школе был примерно
такой физрук: толстый дядя в спортивном костюме,
на пузе у дяди болтается свисток, в который дядя
умеет громко и резко свистеть, в чем его
преподавание физкультуры, собственно, и
заключается.
Чему такой «дядя» может научить? Вопрос
риторический.
Конечно, есть и другие физкультурники –
настоящие подвижники (простите за невольный
каламбур), с горящими глазами объясняющие детям,
что жизнь – это движение, и готовые сами первыми
выполнить любые злосчастные нормативы, а то и
показать ребятам какой-нибудь потрясающий
спортивный трюк. Как правило, эти люди сами
спортсмены. Но увы, таких, как показывает опыт,
немного.
Не следует забывать и о том, что физическая
культура – один из немногих предметов,
традиционно преподаваемых мужчинами (хотя я знаю
и прекрасных учителей физкультуры – женщин). Это
особенно важно, ибо подтянутый, интеллигентный (а
в понятие подлинной спортивности входит и
интеллигентность!), способный многое
продемонстрировать учитель может послужить
ролевой моделью для мальчиков и сформировать
образ настоящего мужчины у девочек. А ведь
сколько у нас неполных семей без отцов или семей
с запойными, вульгарными родителями! Именно
мужчина-учитель должен стать авторитетом и
защитником для таких детей, именно он должен
привить им вкус к справедливой силе.
К сожалению, в сознании многих из нас – родителей
или собирающихся стать таковыми – живет
пренебрежительное отношение к телу. Мы считаем
само собой разумеющимся приоритет духовного над
физическим и в мыслях не допускаем, что грубое
«физическое» начало не только может, но и должно
быть в тонкой гармонии с «духовным» (увы, подчас
весьма смутно понимаемым нами). От этого
непонимания – и поговорочки типа: «Было у отца
три сына, двое умных, а третий – спортсмен». Для
меня такой образ мыслей – один из самых
отвратительных вариантов обывательщины и
косности.
Многие родители (особенно это касается
«гуманитарных» семей) боятся подвергать своих
чад физическим нагрузкам, полагая, что юные
гуманитарии слишком нежны и ранимы для таких
«грубых» занятий, как спорт и физкультура. Они
также часто полагают, что физические упражнения
притупляют чувственное восприятие мира.
Не могу отчасти не согласиться с этим. Да, когда
жизнь проходит под знаком постоянного улучшения
навыков прыгания или битья груши, это в
определенной степени отупляет. А для того чтобы
этого не происходило, необходимо сделать
физкультуру подлинно культурной дисциплиной,
соединив в рамках школьного курса практические
занятия (с возможностью выбора вида спорта) с
курсом истории Олимпиад, истории спорта (автор
этих строк специализируется на изучении
русского атлетизма, и, право, какие яркие и
интереснейшие личности составляют его историю!
Как интересно можно об этом рассказывать детям!),
с уроками эстетического восприятия телесного
совершенства. Человеческую анатомию, изучением
которой занимаются весь год в шестом классе, тоже
можно объединить с уроками физкультуры –
выиграют от этого обе дисциплины. Представляете,
как здорово, рассказывая о мышцах человеческого
тела, привести в класс культуриста, который тут
же их и продемонстрирует, а потом и даст
серьезные советы ребятам, как стать крепче. Какое
это произведет впечатление на детей! А насколько
познавательнее станет учебный материал, если
объяснять ребенку устройство системы
кровообращения или опорно-двигательного
аппарата в спортивном зале, где он сам сможет
почувствовать, как его движения зависят от того,
что происходит у него внутри!
При подготовке полосы использованы
материалы сайтов:
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|