РОЖДЕСТВО
Навечерие
Коляда-моляда! Гори светло вам звезда!
К рождественскому Сочельнику – кануну,
навечерию Рождества – готовились на Руси
основательно: красный угол под иконой наряжали
снопами овса и ржи с сухими цветами да лентами, не
менее щедрыми и благоуханными, чем дары волхвов:
золото, ладан да смирна. Сочельник, сочевник,
сочиво (как сладко звучат словечки!) – ритуальное
кушанье из миндального и макового сока с медом да
простой кашей (кутьей) из красной пшеницы –
подавалось как раз в эту ночь – с шестого на
седьмое января. Под скатерть кутали чистую
золотую солому, а на ней уж выставляли студень,
заливное, блины, рыбные блюда, молочного
поросенка, начиненного кашей, жаркое, домашнюю
колбасу да колядки или калитки – то есть
маленькие ритуальные печеньица с начинками,
ими-то и одаривали незваных гостей –
колядочников. Коляда (от лат. calendae)
символизировала некогда для язычников
милостивое солнце, дарующее плодородие и тепло,
но с утверждением христианства на Руси колядки
преобразились в рождественские шуточные куплеты
да поздравления с рождением Спасителя.
“Дожидай Рожства,
Коляда пришла!
Коляда свята!
Коляда свята!
Как пошла коляда
По улице гулять,
По улице гулять,
Толкачом побивать,
Толкачом по плечам,
А поленом
по коленам!”
– пели в Псковской губернии в самом
начале прошлого века. Авторство колядок конечно
же не дошло до нас. Хотя известно, что колядующие
шибко состязались меж собой, в основном на
острословие:
“Коляда, коляда!
В печи сидит,
На нас глядит!
Кто подаст,
У того золотой глаз!
Кто не подаст,
У того коровий глаз!”
– пели новгородские девушки. А юноши им
отвечали:
“А где девки?” –
“Замуж ушли”.
“А где мужья?” –
“На полатях сидят,
Одни лапотки плетут,
Другие шапочки пушат,
Перепушивают.
Одна шапочка пропала,
Знать, татарочка украла”.
“Сходитеся, люди!
Молитеся Богу!
Богу свечку,
Нам копеечку!
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
Здравствуйте, хозяин
с хозяюшкой,
Захарушка
с Варварушкой!”
– галдели вологодские мальчишки уже в
святки, седьмого января, разбрасывая по пути
хлебные зерна. “Сеянию хлеба” конечно же
придавался и заклинательный смысл, колядки часто
хранили двойной ритуальный подтекст. Но вот
Н.В.Гоголь в “Ночи перед Рождеством” писал:
“…Прошлый год отец Осип запретил было
колядовать по хуторам, говоря, что будто сим
народ угождает сатане. Однако ж, если правду, в
колядках и слова нет про Коляду, поют часто про
Рождество Христа...”
На севере помимо гаданий об урожае было принято
спрашивать имя у “перваго встречнаго” – узнать
суженого. На юге жгли костры, безнадежно на веки
вечные спутав, перемешав в одной чаше и
нагляднейшее солнцепоклонство, и символическое
трепетное единство с пастухами, гревшимися у
огня в ту первую Рождественскую ночь и узревшими
ангела-благовеста.
Семья – простая ли, знатная ли, не спешила за
богато накрытый стол. До “первой звезды
Вифлеемской” ходили по площадям и улицам стар и
млад, ступали по домам с зажженной свечой и
вертепом. Христославов одаривали лакомствами.
Ребятня гудела и радовалась: ведь впереди еще
волшебные святки, гадания до самого Крещения, а
там и до Сырной седмицы, Масленицы недалече, а
значит – и до весны!
“Мороз, Мороз Васильич!
Ходи кутьи есть!
А летом не бывай:
Цепом голову проломлю,
Метлой очи высеку!”
И все-таки Рождество – самый лучезарный
православный праздник на земле. Он возвращает
надежду, оброненную, забытую, быть может, где-то в
тусклом вагоне метро, в прошлом году, а значит – в
не существующем. Рождество смывает волной
голубиного трепета, одним махом перечеркивает
каменную тяжесть прошедшего и возвещает о новом
начале, здесь и сейчас. Так и не убудет радости в
наших краях, так и не убудут христославы да
златоусты, колядочники да простой народ,
славящий Боженьку, ибо “Нас бо ради родился
Отроча Младо, предвечный Бог”, – пел своей
пастве константинопольский диакон Роман
Сладкопевец полторы тысячи лет назад.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|