Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Рядовые сокровища урока

Учителя каждый день открывают такие способы работы с детьми, которые не найдешь ни в одном учебнике по педагогике

Как часто мы заранее уверены, что рядовые уроки похожи друг на друга как капли воды, а значит, ничего особо интересного там обнаружить нельзя.
Однако богатство изобретенных педагогами способов работы гораздо шире, чем известные науке методики. Правда, их редко описывают. Учителя к ним привыкают и, как правило, уверены, что их приемы и методы – просто личный способ общения с ребятами, ничего более. А гостям, посещающим уроки, часто не до таких мелочей, как поиск особенностей преподавания, отличающих одного педагога от другого.
Самая обычная деревенская школа, в которой я оказалась совершенно случайно. Самые обычные учителя.
У каждого из них я присутствовала лишь на одном уроке или даже на части урока. Но, как ни странно, даже небольшого времени оказалось достаточно, чтобы заметить некоторые интересные и важные приемы, незаслуженно упускаемые педагогической наукой.

Через образ – к сути

Урок шел в десятом классе. В классе собрались ребята, которым трудно дается учеба. Учитель математики предложил решить очередную задачу, и все дети внимательно прочитали текст. Учитель спросил:
– Скажите, пожалуйста, о чем эта задача?
– Две линии пересекают... – Дети попробовали прочитать задачу вслух.
– Нет, перечитывать текст не надо. Скажите, как вы поняли, о чем эта задача?
– О линии.
– Об одной линии?
– Нет, о двух.
– А еще?
– А еще о двух плоскостях.
Дальше последовало устное обсуждение особенностей расположения в пространстве линий и плоскостей, и только после этого ребята приступили к решению задачи.


Простой вопрос “о чем эта задача?” изменил ход урока. Вместо того, чтобы подставлять цифры в выученные формулы, ребята оказались вынуждены представить математическую задачу более полно, понять ее суть, заметить причинно-следственные связи и только потом обратиться к вычислениям.
Большинство учителей начали бы аналогичный урок с того, что предложили бы записать условия задачи. Но что такое условия задачи? Лишь на первый взгляд это то же самое, что ответ на вопрос “о чем задача?”. Принципиальная разница в том, что условия задачи должны быть записаны в определенной форме, заранее оговоренной учителем. И для всех детей это одинаковая форма. А вот ответить на вопрос “о чем?” каждый может по-своему. Причем вначале дети могут существенно по-разному понимать то, “о чем задача”, и лишь через некоторое время они сумеют нарисовать образ, устраивающий всех. И что важно: при таком движении дети учатся не только математике, но и умению общаться, умению слушать друг друга.
Данный прием может быть использован на любом уроке. Так, на занятии иностранным языком вопрос “о чем?” позволит каждому ребенку вместо перевода отдельных слов продемонстрировать свое цельное понимание иностранного текста. При этом разные понимания будут дополнять друг друга, и опытный учитель сможет это эффективно использовать.
Вспомнилось, как одна знакомая учительница немецкого языка, в чьем профессионализме я никогда не сомневалась, говорила ученикам: “Чтобы научиться иностранному языку, нужно прежде всего уметь фантазировать. Если вы не понимаете каких-то слов – не беда. Попробуйте догадаться, о чем хотят сказать вам люди. Часто бывает достаточно внимательно следить за интонацией обращающегося к вам человека, чтобы понять смысл его слов. Не бойтесь ошибиться, фантазируйте!”
Во время урока биологии или истории этот же вопрос заставит каждого ученика задуматься о собственном понимании текста учебника и понять структуру его изложения. О чем там говорится в параграфе про кольчатого червя? О черве, о том, как устроены его системы органов (некоторые дети даже сумеют их перечислить), о его образе жизни, о происхождении... И только после такого самого общего осмысления материала можно переходить к подробностям, которые в конечном счете останутся в памяти лишь у очень немногих ребят.
А привычка (и опыт) начинать работу с любым текстом с вопроса “о чем там, собственно говоря, идет речь?” поможет ребенку в дальнейшем при чтении любых текстов.

Путь к научному языку

Мы, учителя, часто забываем, что на уроках пользуемся не обычным языком, а так называемым “научным”. Точнее, научнизированным, поскольку с собственно научным языком преподаваемых учебных предметов школьные педагоги знакомы мало: слишком много существует специфических терминов, которые и для взрослых людей, не занимающихся постоянно прикладной наукой или теорией, остаются тайной за семью печатями.
Но от учеников мы требуем одновременного освоения разных языков: исторического, биологического, физического... Какими могут быть способы освоения этих языков?
Вот урок, на котором освоение языка новой для детей науки происходило удивительно естественно и эффективно.

Занятие проходило в пятом классе и называлось “наглядной геометрией”. Дети вместе с учителем делали игрушки в технике оригами. Я и раньше наблюдала такую работу, но на этом уроке она проходила особым способом.
Все началось с того, что учительница раздала детям учебники по наглядной геометрии и... забыла (???) сказать, чтобы те их открыли. Учебники так и пролежали на партах, почти никому не нужные. Заглядывала в учебник только сама учительница, демонстрируя, что она не запомнила всю последовательность действий, потому что... это совсем не нужно для человека, который знает и понимает язык геометрии.
Именно ему она и учила, сначала подробно объясняя, какие фигуры нужно сложить на очередном этапе, как это сделать, какие могут быть ошибки. Математические термины сыпались как из рога изобилия: равносторонний треугольник, квадрат, параллелограмм, снова треугольник, только другой... И только одному человеку, сидевшему в классе, было сложно уследить за ее рассказом. Мне. Что касается пятиклашек, то они спокойно выполняли все команды, старательно делая из листочков бумаги толстеньких зайчиков.

Если заниматься такой работой постоянно, то к седьмому классу ребята начинают просто-таки мечтать о “ненаглядной”, т.е. о классической школьной геометрии, которая уже не будет для них чужой и непонятной наукой. Ее терминология осваивается этими детьми уже сегодня, а вот законы геометрии они узнают, когда будут постарше.
И снова смею утверждать, что данный прием можно использовать на всех предметах школьного цикла, предварительно выделив “терминологическую составляющую” предмета (по возможности связав ее с некоторыми практическими действиями). На этом принципе базируются многие методики изучения иностранных языков: сначала людей погружают в языковую среду, они учатся понимать направленную речь, говорить так, чтобы их понимали другие, и только после этого знакомятся с письменной речью (учатся читать), знакомятся (при необходимости) с правилами построения предложений, с законами написания слов на этом языке и т.д.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru