Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
 

Владимир СЕВРЮГИН

Семейное чтение

В.П. ЭФРОИМСОН. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА. РОДОСЛОВНАЯ АЛЬТРУИЗМА.  В.П. ЭФРОИМСОН.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА.
РОДОСЛОВНАЯ АЛЬТРУИЗМА.
Москва. Тайдекс Ко. 2003

Эта книга не имеет аналогов не только в отечественной, но и в мировой литературе. «Педагогическая генетика» – это предложенная В.П.Эфроимсоном новая область знаний, в основании которой лежат два фундаментальных явления: неисчерпаемое наследственное разнообразие человеческого вида и импрессинг (избирательная, врожденная склонность каждого ребенка в определенные «чувствительные» периоды развития к восприятию конкретных воздействий внешней среды).
Почему и каким образом незначительный, казалось бы, случай может оказаться судьбоносным для одного ребенка, совершенно не затронув другого? На чем основан выбор значимых людей, значимых идей? Почему одно и то же событие у кого-то вызывает смех, а у другого разрывает сердце?
В.П.Эфроимсон пишет: «Человек, по-видимому, способен на все, но не ко всему. И если, по-суворовски, «каждый солдат должен знать свой маневр», то, «по-генетически», каждый человек должен знать свой талант. Притом чем раньше, тем лучше». Ребенок – это вовсе не «чистый лист бумаги», на котором можно вывести любые «письмена». Внимательные воспитатели и родители должны бесконечно пристально всматриваться в него, чтобы уловить момент его наивысшей восприимчивости и те воздействия, которые производят на него наисильнейшее впечатление. В развитии детей есть очень четкие необратимые стадии формирования стремлений, предпочтений и влечений. У человека уже в младенчестве, детстве, отрочестве, юности формируются и фиксируются, зачастую пожизненно, те ценностные критерии и подсознательные решения, которыми он будет руководствоваться, несмотря ни на что.
Надо научиться увидеть в ребенке личность, наделенную человеческим достоинством и равную в этом достоинстве любому другому человеку. В.П.Эфроимсон убедительно доказывает, что дети с пятилетнего возраста чутко улавливают разрыв между словами и действительностью, как губка впитывают впечатления, очень рано выводят свои умозаключения, видят несправедливость гораздо острее притерпевшегося взрослого. Тесная, нерасторжимая связь матери и ребенка позволяет в наибольшей степени развиться не только эмоциональным, но и интеллектуальным сторонам личности человека. Ребенок к восьми годам уже достигает 90% всех своих интеллектуальных возможностей. Если до этого возраста их не задействовать, не развить, не открыть, есть большая вероятность того, что они останутся втуне. И как правило, в обычном ходе вещей вся остальная жизнь человека – это отделка того здания, которое выстроено в детстве.
Побуждение к созидательной деятельности, к творчеству в привлекательных для ребенка областях – важнейший рычаг в воспитании человека. В книге подробно говорится о последствиях «отрицательного импрессинга», имеющего решающее значение в создании искаженных ценностных ориентиров личности и потере мотивации к созидательной деятельности.
В.П.Эфроимсон пишет, что любой человек, общающийся с детьми, становится педагогом. Плохим или хорошим, умным или ограниченным, образованным, думающим или воспитывающим «вслепую». Педагогический талант сродни таланту музыканта или художника. Книга «Педагогическая генетика», написанная энциклопедически образованным ученым, человеком величайшего нравственного и этического уровня, сама может стать пособием для развития педагогического таланта учителей и родителей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru