Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
133 ЗАЙЦА 

Дидактическая мишура

Из новогодней коробки с учительскими рассказами

По методу  Золушки

Моему классу надо было срочно подготовиться к празднику. Чтобы дело спорилось, я решила разбить сложившиеся кучки детей, которые привыкли друг с другом болтать. Для этого я придумала “метод Золушки”.
Все дети встали в круг. После этого они скинули по одной своей “туфельке” и положили в центр круга. Капитаны вышли вперед с завязанными глазами и набрали себе каждый по пять туфель.
Им развязали глаза. И они стали искать, “кому же подойдут” выбранные ими “туфельки”. Каждый капитан возвращал хозяину его туфлю и забирал его в свою команду.
Никто из детей не возражал, поскольку деление было совершенно случайное.

Учительница географии, Москва, 2003

Живой алфавит

Каждый из учеников получает по букве. Ведущий (не обязательно я) задает какое-нибудь слово
по учебнику, например, “деепричастие”. По сигналу к доске выскакивают “буквы” и выстраиваются в слово.
Кому достались две буквы сразу, те придумывали разные способы: то две руки подняты, то два пальца. А один мальчик два стула вынес и лег на них.
А еще мы “пишем хлопками”: вставая, каждый хлопает в ладоши на свою букву. Так мы “пишем” не только слова, но и словосочетания или даже короткие фразы. Промежутки между словами и конец слов или фраз весь класс дружно обозначает хлопком. Так, например, мы новогодние пожелания от группы к группе телеграфировали – на новогоднем огоньке.
“Живой алфавит” и орфографии учит, и педагогические задачи решает (действие сообща, тренировка внимания, мобилизация). У нас так много вариантов этого задания появилось!

Учительница СЛОВЕСНОСТИ, Екатеринбург, 2000

Папа Мороз

Папа наш загримировался, голос подобрал, костюм из театра принес – все как положено…
Дети мои (Нине три года, Васе год) так ждали Деда Мороза! И вот он приходит. “Здравствуйте, детки. С Новым годом!” – руку в рукавице протягивает.
Нина вдруг так застеснялась, ответить боится (ура! – не узнала), дотронуться до рукавицы боится, на коленки к Деду Морозу сесть боится… По лицу вижу – точно поверила! Да и как не поверить: папа-то у нас – профессиональный актер.
Минут сорок он и так перед ними, и эдак. Потом говорит: “Ну ладно, детки, до свидания. Я пошел в лес”.
То-о-олько вышел из комнаты, Нина и говорит Васе: “Сейчас папа переоденется и придет”.
…Так я и не поняла, кто кого разыгрывал: папа – детей или дети – папу?

Учительница МАТЕМАТИКИ, Московская обл., 1998

“Подщипа”

На фестивале школьных театров я видел архаичную “Подщипу” дедушки Крылова. Это же XVIII век! А в зале все смеются. Вообще – феерический спектакль!
А история этого спектакля презабавная. Маленький поселочек на окраине Московской области. Из культурных учреждений – только школа. Раньше был клуб. Но его в перестройку закрыли и сделали в нем бар. И вот две девочки-старшеклассницы писали куда-то наверх и смогли отвоевать бар. Но в отместку арендаторы разворотили все внутренние стены. Крыша, окна, двери есть, а внутри пусто. Даже электопроводка повыдергана с мясом.
И вот эти две старшеклассницы организовали в бывшем баре театральную студию. У них нет сцены, нет освещения, ничего нет. А они ставят “Подщипу”! Текст совершенно немыслимый. И они играют его, как клоунаду. Очень яркие костюмы: бахрома, все блестит, переливается. Они это специально делали – на контрасте с этими жуткими стенами и аварийным освещением.
Когда я услышал, что кто-то поставил “Подщипу”, – не поверил. Так что тут вы совершенно правы: кто ж их знает, что им, этим детям, в голову взбредет!

Руководитель школьного театра, Томск, 1999


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru