УЧЕБНИКИ N70
Уважаемые коллеги – учителя, методисты,
преподаватели педагогических вузов, институтов
повышения квалификации! Приложение «Учебники»
приглашает вас к сотрудничеству.
Присылайте, пожалуйста, ваши талантливо и
профессионально написанные рецензии на новую
учебную литературу по всем школьным предметам к
нам в редакцию (по электронной или обычной почте
с пометкой «В приложение “Учебники”»). Просим
также указывать в письме свои паспортные данные,
дату и место рождения, почтовый адрес прописки,
ИНН и номер пенсионного удостоверения для
оформления авторского гонорара за публикацию.
Без приторной оригинальности
Плешаков А.А.
Природоведение. 5 класс. Атлас.
Окружающий мир. 1–4 классы. Атлас.
М.: АСТ-Пресс, 2003
Написать рецензию на хорошее пособие
бывает подчас тяжелее, чем охаять безнадежно
слабый учебник. Чего уж там, хула дается
рецензенту легче, чем похвала… Атласы
А.А.Плешакова, выпущенные издательством
АСТ-Пресс – один из тех самых редких примеров
хорошего учебного пособия, который при этом
нелегко похвалить. Они традиционны в лучшем
смысле этого слова как в содержании, так и в
оформлении материала. И средний учитель,
уставший от бестолкового “новаторства”
последних лет, с удовольствием оценит и логичное
расположение материала, и внятные, но не заумные
комментарии к нему.
Атлас “Окружающий мир” построен по принципу от
общего к еще более общему. Три его части
называются соответственно “Мы – жители
России”, “Мы – жители Земли”, “Мы – жители
Вселенной”. Единственной принципиальной
претензией к этому изданию является его объем.
Трудно представить себе ребенка, который четыре
года осваивает тридцати-страничный материал,
большую часть которого составляют рисунки и
фотографии. Несколько мелких замечаний имеется
также к оформлению атласа. Прежде всего
непонятно, почему фигура Президента РФ для
автора однозначно ассоциируется с В.В.Путиным?
Если вдруг паче чаяния Владимира Владимировича
не изберут на второй срок, учителя, вооруженные
этими пособиями, окажутся в довольно
двусмысленной ситуации. Второе замечание
касается подбора фотоматериалов и может быть
адресовано не только автору, но и издателю:
значительная часть фотографий, размещенных в
атласе, откровенно мелковаты. Кроме того,
вызывает некоторое недоумение подбор
иллюстраций для темы “Города России”. Нижний
Новгород, Екатеринбург и Хабаровск представлены
зданиями середины – конца XIX века, не дающими ни
малейшего представления о своеобразии этих
городов, а символом Новосибирска выбран
почему-то Театр оперы и балета, а не университет
или Академгородок, которыми он действительно
славен. Но все это, повторюсь, – мелкие недочеты,
которые можно найти практически в любом пособии.
Атлас “Природоведение” для 5 класса
представляет что-то вроде художественно
оформленного введения в курс “физической
географии”. Эта трактовка курса
“Природоведение” несколько отличается от
традиционной (в которой представлена не только
географическая, но и биологическая
составляющая), но, дополняя данное учебное
пособие другими (более биологически
ориентированными), учитель сможет выстроить
добротный грамотный курс. Можно было бы
упрекнуть автора в отсутствии оригинальности,
некой “изюминки”, которую вольно или невольно
ищешь в каждом новом пособии, но, положа руку на
сердце, делать этого совсем не хочется. Никто не
спорит, что идеальный учебник (как сдобная булка
с изюмом) должен в разумных пропорциях сочетать
традиционность и новаторство. Но в настоящих
условиях все чаще приходится выбирать между
добротным пресноватым хлебцем и пригоршней
приторно “оригинальных” “изюминок”, которые
так и норовят раскатиться в разные стороны. Воля
ваша, но я выбираю хлебец. Он не оригинален, но по
крайней мере питателен.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|