Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N70 
 

Уважаемые коллеги – учителя, методисты, преподаватели педагогических вузов, институтов повышения квалификации! Приложение «Учебники» приглашает вас к сотрудничеству.
Присылайте, пожалуйста, ваши талантливо и профессионально написанные рецензии на новую учебную литературу по всем школьным предметам к нам в редакцию (по электронной или обычной почте с пометкой «В приложение “Учебники”»). Просим также указывать в письме свои паспортные данные, дату и место рождения, почтовый адрес прописки, ИНН и номер пенсионного удостоверения для оформления авторского гонорара за публикацию.
Павел СКВОРЦОВ,
кандидат педагогических наук

Как стать великаном

Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической грамотности. Книга для учащихся начальных классов. (Серия “Зеленый дом”.)
Плешаков А.А., Румянцев А.А.
Великан на поляне, или Первые уроки экологической грамотности.
Книга для учащихся начальных классов. (Серия “Зеленый дом”.)
М.: Просвещение, 2002

В старые добрые времена, когда в школу ходили бабушки и дедушки нынешних первоклашек, существовал в начальной школе предмет “внеклассное чтение”. На уроках по этому предмету школьники должны были отчитываться о прочитанных по заданию учителя книгах. Книги были в основном про природу. Авторами их были Мамин-Сибиряк, Соколов-Микитов, Бианки, Жидков, иногда Сетон-Томпсон, Джек Лондон. Книги эти учили добру и пониманию природы.
Но вот прошли годы, и современные школьники лишены возможностей своих бабушек и дедушек. Выяснилось, что авторы, по книгам которых учились в прежние времена, давно не переиздавались. Нет и новых изданий, подобных им. Уроки чтения литературы о природе ушли в прошлое. Образовался информационный вакуум. Нет пропаганды натуралистической работы, так характерной для советской школы.
О любви к природе детям все больше сообщают в теоретическом плане: нельзя, мол, мусорить в природе, нельзя жечь костры в лесу. Хотя из обыденной жизни ребятам прекрасно известно, что и мусорят, и жгут. Другое дело, что никто не обучает ребенка, что же делать с мусором в лесу или, если пришлось развести костер, как сделать это наиболее безболезненно для природы. Ведь и малышу ясно, что если бутерброды завернуты в бумагу, то бумажный мусор появится сразу, как только бутерброд будет съеден. Вот об этих животрепещущих вопросах умалчивают современные учебники, но это та реальность, с которой сталкиваются дети, на примере таких вот двойных стандартов они воспитываются.
Потому-то так отрадно, что издательство “Просвещение” выпустило книгу, которую можно и нужно использовать для вдумчивого чтения. Называется она “Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики”. Рассказывается в ней о правилах поведения в природе.
Книга представляет собой отнюдь не учебник, а сборник маленьких рассказов, объем которых редко превышает две страницы. Героями этих рассказов являются современные дети, их родители, учителя, словом, те, с кем в реальной жизни имеет дело школьник. Книга очень напоминает те сборники небольших по объему рассказов Бианки, Соколова-Микитова, Дерим-Оглу, на которых выросло не одно поколение советских школьников.
Современные дети, получившие свои основные бытовые знания о природе в условиях большого города, во многих случаях не знают, как разнообразен мир живого. Часто и их родители недалеко ушли от детей в этом вопросе. Вспоминается детский анекдот о том, как пятилетняя девочка, впервые приехав в деревню и увидев козу, кричала матери: “Смотри, какая смешная собачка с рожками и бородой!”
В своей практике мне также пришлось однажды переубеждать ученика в том, что тополь не является липой. Выяснилось, что родители объяснили ему, что тополь должен именоваться липой потому, что имеет клейкие, липкие чешуйки у почек.
Разнообразие насекомых у городских школьников очень часто ограничено мухами, комарами и тараканами, иногда – бабочками. Из жуков точно знают лишь майского и колорадского. А скажем, из птиц они легко отличают воробья, голубя, ворону и синицу. Любое другое животное, особенно относящееся к беспозвоночным, именуется либо “жучком”, либо “букашкой”, либо “зверьком”.
Герои рассказов вначале знают так же мало, совершают те же ошибки, что и большинство читателей. Однако в результате узнают, какую именно ошибку совершили, как можно было бы избежать ее. Так формируется этика поведения человека в природе.
Например, часто первым побуждением героев является уничтожение неизвестного животного. Оно незнакомо, страшно выглядит, а потому уже подлежит уничтожению как вредное. Хорошо, что рядом оказывается благоразумный человек, который разъясняет, что живое существо само сильно напугано появлением человека и радо-радешенько побыстрее исчезнуть с его глаз.
Правда, такой человек оказывается рядом с героями не всегда. Тогда в конце рассказа авторы сами берут на себя труд по разъяснению последствий необдуманных, глупых действий человека. Так дети, не видевшие живых животных, за исключением городских, в доступной и легкой форме знакомятся с тем, как нужно вести себя в условиях природы.
Хотя издательство позиционирует книгу как часть “Зеленого дома” – системы учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы, она выходит за рамки обыкновенного учебника. Это книга юного естествоиспытателя. Таким естествоиспытателем является любой ребенок, у которого школа и родители не отбили охоту чем-либо интересоваться.
Чтобы вырастить действительно экологически грамотное поколение, необходимо и родителей тоже образовывать. Тогда меньше станет разных ляпов и несоответствий, когда под экологией понимают все, включая налет пыльцы на лужах в мае–июне. Поэтому “Великана...” можно рекомендовать и многим родителям, изрядно подзабывшим, что помимо квартиры и компьютера существует еще и живая природа, гораздо более интересное творение, чем все, что создано человеком.
Авторы книги – известные стране люди. А.А.Плешаков – автор многочисленных учебников и пособий по естествознанию для начальной школы. Он хорошо известен учителям своей интересной манерой изложения материала, которая является одновременно и занятной, и в то же время не искажает научную картину мира. Такая способность – большая редкость для современного книжного рынка естественно-научной литературы, особенно для школьников младшего возраста.
В советское время, прежде чем издать учебник, его обкатывали в течение ряда лет в специально выбранных школах. В результате получались книги, тексты которых были выверены настолько, что легко запоминались школьниками без особых усилий. Современные же авторы пособий соревнуются в том, кто напишет непонятнее для школьников. Удивительно также, что издательства упорствуют в своем упрямстве, предлагая и предлагая все тем же авторам-неудачникам писать школьные учебники.
Тем удивительнее явление “Великана...”. Его величина не только в названии. Это классическая детская литература на уровне Сетон-Томпсона, Виталия Бианки, Соколова-Микитова. Она легко читается и будет читаться детьми вне зависимости от того, будет ли включена в школьную программу или нет. Очень полезная книга. Рекомендую ее читать всем, кто хочет, чтобы их дети выросли грамотными людьми.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru