Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
 

Елена КУЦЕНКО

Один человек и тысяча мегабайт приключений

Разговор с геймером

Почему учителя, да и вообще взрослые не любят, когда ребенок часами сидит в компьютерных играх, понятно.
Спору нет, рисков, связанных с компьютерными играми, много. Но так ли они страшны, как о них рассказывают? Может быть, дело просто в том, что школа боится того вызова, который бросает ей компьютерный мир?
Во всяком случае, факт заключается в том, что геймеры – те, кто часами не выходит из компьютерных игр, – отнюдь не люди «с одной извилиной». Скорее совсем наоборот.
Другое дело, что в «школьном формате» – формате достаточно прямолинейном и неигровом – их мышление оказывается попросту невостребованным.
И это тот вызов, над которым школа обязана размышлять.
Если желает выжить.

– Что, по-твоему, заставляет людей играть в компьютерные игры?
– Это интересно, хорошее развлечение.
– Но существует масса других развлечений: музыка, телевизор, видео, книги в конце концов...
– Книги и фильмы – это другое, там сюжет, пусть и очень увлекательный, задан заранее. А в игре я сам влияю на развитие событий.
– Какие же там события: бегаешь и стреляешь?..
– Кроме «ходилок» и «стрелялок» есть и довольно сложные игры, так называемые RPG (Role Playing Game) – ролевые. Например, ты оказываешься в лесу и тебе надо выжить: соорудить жилье, развести огонь, не умереть от голода и жажды, ориентироваться по карте, договариваться с аборигенами и защищаться от зверей.
– Значит, это способ испытать приключение, почувствовать себя путешественником, героем, не вставая с мягкого кресла?
– Это самый доступный способ. Кстати, очень популярны и настоящие, не виртуальные ролевые игры, тоже называемые RPG, когда десятки и даже сотни людей, оторвавшись от диванов, инсценируют какое-нибудь историческое событие, книгу, сюжет уже существующей компьютерной игры или выдуманную историю. Но для этого нужно немалое время, снаряжение, нужно сделать оружие и научиться владеть им. А компьютер – вот он, рядом.
– И все-таки подросток, хилый и не храброго десятка, вместо того чтобы пойти в поход или спортивную секцию, просиживает за монитором последнее здоровье в погоне за иллюзией…
– Вот только не надо подводить к сентенции про уход от реальности. Наверное, с кем-то это и происходит, но это уже из области неврозов.
– Дает ли тебе компьютерная игра что-то кроме занятной истории, в которой ты как будто участвуешь? Дают ли вообще игры что-то кроме сиюминутного развлечения?
– А что дает людям рисование, игра на музыкальных инструментах или фотографирование?
– Они развивают свои природные способности. Занимаются творчеством.
– А те, кто разгадывает кроссворды?
– Ну, это в чистом виде времяпрепровождение. А игры – это занятие на уровне кроссвордов или способ развивать способности?
– Про игры, как и про многое другое в жизни, нельзя однозначно определить, что это приносит человеку. Люди-то разные. Борхес где-то упоминает арабскую поговорку: сколько читателей, столько и Коранов. Кто-то просто бегает и стреляет. Но во многих играх, по-моему, заложена возможность развития пространственного воображения и воображения вообще, умения планировать, рассчитывать свои действия и ресурсы, думать на несколько ходов вперед. Иногда необходимо знание иностранного языка. В игре про путешествие, о которой я говорил, узнаешь, какие умения тебе пригодятся в лесу.
– Не хочешь ли ты сказать, что какой-нибудь «ботаник», пройдя эту игру, научится выживать в лесу?
– Нет, конечно. Многие мои знакомые, выигрывая виртуальные гонки, очень средненько водят настоящую машину. Я, правда, не уверен, что мне придется поуправлять космическим истребителем, чтобы проверить свои навыки… Конечно, сидя за компьютером, не научишься разводить костер или ставить палатку. Хотя опыт выхода из трудных положений в виртуальном лесу, может быть, и поможет справиться с реальной ситуацией. Кстати, многие «ботаники» не любят компьютерные игры.
– Почему?
– Возможно, у них нет тяги к приключениям. Или воображения? Не знаю – сам-то я не “ботаник”.
– Книги можно разделить, хотя и очень условно, на чтиво и на те, что дают пищу уму и воображению. Можно провести такое разделение среди игр?
– Существуют, конечно, всякие бегалки-стрелялки, где от геймера требуются лишь тупые рефлексы. И между прочим, как среди книг есть такие, что переиздаются десятилетиями, так и среди игр есть долгожители. Бывает так, что выйдет новая игра, все ее ждали, в журналах анонсировали, а через год она уже никому не интересна. А некоторые популярны уже лет десять, а то и больше, хотя и графика убогая, и сюжета почти нет. И объяснить этого никто не может.
– А вредные игры есть? Те, которые наносят вред сознанию игрока.
– Первый пример, который приходит в голову, – игра «Хитмен». Это практически симулятор наемного убийцы. Я думаю, впечатлительным людям или подросткам в нее играть не стоит. Возможно, после этой игры человек и может совершить попытку убийства. Это не исключено и после жестокого фильма или даже телесюжета. Но это значит, у него приличные тараканы в голове.
– По-твоему, обычный человек, несколько часов подряд убивавший всех кого только можно в виртуальном мире, нисколько не изменяется?
– Думаю, нет. Я, конечно, могу говорить только о себе: но ни характер, ни отношение к жизни, ни ценности под влиянием игры не меняются. Остаются, конечно, ненадолго некоторые ощущения, переживания, как после сна или фильма.
– Какое вообще соотношение у игры и реальности?
– На одном сайте, посвященном играм, я прочитал такую фразу: жизнь – игра: сюжет отвратительный, зато графика потрясающая.
– Все бы вам шуточки… Чуть раньше ты говорил о развитии воображения. Но ребенку, оседлавшему швабру и представившему коня, врагов и битву, нужно гораздо больше воображения, чем геймеру, для которого уже нарисованы и враги, и пейзаж, и даже облик его героя. Он приходит на готовенькое.
– Малыш на швабре или с кубиками в руках и геймер на самом деле заняты одним и тем же – познанием мира, его исследованием. Ребенок – на уровне пощупать, попробовать, разобрать. Но в каком-то возрасте неисследованный мир кончается, а потребность эта остается. И удовлетворить ее можно в играх. Кстати, я думаю, попади взрослый человек в другой мир – подводный, фантастический или на экватор, например, – он с таким же детским азартом будет рассматривать, трогать, нюхать и выяснять: а что будет, если?.. Тут-то ему и понадобится воображение. Ведь с его помощью человек достраивает, дорисовывает объект, представляет его в необычных условиях, прогнозирует его качества. Воображение, по-моему, универсальный инструмент для исследования мира.
Между прочим, очень многие геймеры наибольшее удовольствие получают не оттого, что выиграли, а от исследования возможностей игры: ищут места, куда нельзя проникнуть по основному сюжету игры, спрятанные секреты. Игры, направленные на исследование, по моим наблюдениям, более популярны и дольше живут. И еще игры, сюжетом которых становится выживание.
– Выживание вообще захватывающая тема. Книги и фильмы про робинзонов увлекают больше любого триллера. И литературу про то, как выжить в пустыне, в океане, в тайге, читают даже обыватели, никогда не выезжавшие дальше пригорода.
– Популярность их, я думаю, кроется в том, что они, как и игры, дают пищу для воображения. Человек представляет себя в этих условиях, примеряет их на себя.
Люди почему-то любят играть.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru